Андрей Григорьев: «донская автологистика побеждает железнодорожную»

— Подводя итоги 2024 года, хотелось бы узнать о количественных показателях компании «Рускальк». Каким был объем выпуска продукции, и какие факторы, по вашему мнению, способствовали его росту?
— Основным направлением деятельности компании является горная добыча. Ежегодно предприятие производит 3,5 млн т щебня различных фракций, используемого в широком спектре отраслей, от пищевой промышленности до дорожного строительства. Кроме того, компания занимается обжигом извести, выпуская около 110 тыс. т продукции в год.
В 2024 году выручка компании выросла на 10%, достигнув 2,5 млрд руб. Росту способствовали инвестиции в развитие производственных мощностей, повышение эффективности управления и эксплуатации, а также профессионализм сотрудников.
Ежегодные инвестиционные программы «Рускалька» составляют не менее 300 млн руб. и включают в себя технологию, транспорт и прочие аспекты производства. В 2025 году планируется сохранить или увеличить объем инвестиций и нарастить производство на 8-12%, при условии благоприятной рыночной конъюнктуры.
— Как вы оцениваете текущую географию сбыта вашей продукции? Наблюдаете ли вы какие-либо тенденции, связанные с изменением спроса в различных регионах? Какие факторы, по вашему мнению, влияют на эти изменения?
— Логистика — основная составляющая при формировании цены. Мы охватываем такие регионы, как Волгоградская, Воронежская, Ростовская области. В случае извести — это Краснодарский край. Также у нас есть отдельные клиенты, крупные металлургические заводы, которые находятся еще немного дальше, например, Старый Оскол. Спрос на продукцию, безусловно, растет, но вместе с ним увеличивается и конкуренция. Наши конкуренты также инвестируют, развиваются, поэтому наравне с ростом, проблем меньше не становится.
— Глава Ростовской области Юрий Слюсарь в марте 2025 года предложил вашей компании зарегистрировать юридическое лицо в Донском регионе. В какие сроки планируется это реализовать? Какие вы видите в этом преимущества?
— И до, и сразу после визита временно исполняющего обязанности губернатора Ростовской области Юрия Слюсаря все необходимые действия были предприняты и уже завершены. Мы моментально закрыли свой офис в городе-герое Волгоград. На сегодняшний день наше предприятие зарегистрировано по непосредственному месту своего базирования в Ростове на улице 2-я Луговая. Документы по изменению юридического адреса будут отправлены в правительство Ростовской области, так что мы можем смело сказать, что пожелания главы региона нами были исполнены. Прежде всего, это наш дом. Я ростовчанин. Все наши сотрудники — жители Донского региона. Поэтому, в первую очередь, это вопрос патриотизма. Я надеюсь, что к нам отнесутся с максимальным пониманием и примут нас как долгожданных гостей.
— В 2025 году стало известно, что вы планируете провести модернизацию дробильно-сортировочной фабрики № 2. Сколько средств было вложено в этот проект?
— В модернизацию фабрики было инвестировано около 300 млн руб. Это приведет не только к увеличению производительных мощностей, но и к росту номенклатуры продукции. Это позволит нам идти в ногу со временем, поскольку у нынешней клиентуры, в частности у дорожных строителей, очень серьезно изменился подход к фракционности и качеству щебня, которые они используют при строительстве. Поэтому мы вынуждены увеличивать ассортимент и улучшать качество. Модернизация будет завершена в течение 3-4 месяцев, к концу лета 2025 года. Кроме того будут созданы дополнительные рабочие места, поскольку эта модернизация связана с увеличением конвейерного хозяйства, грохотов и всего сопутствующего.
В настоящее время для модернизации практически все закуплено. Осталось провести монтажные и пусконаладочные работы. Это очень важные моменты, но они уже менее инвестиционнозатратные, чем закупка металлоконструкции и оборудования.
— Как вы оцениваете текущее состояние инфраструктуры предприятия? Существуют ли проблемы с иностранными комплектующими?
— Безусловно, возникают определенные сложности, но ничего критичного нет. У нас есть альтернативы и развитое внутреннее производство. Например, мы недавно приобрели буровой станок, который является одним из ключевых агрегатов. Ранее рынок был переполнен шведскими, финскими и китайскими машинами. На сегодняшний день мы инвестировали более 115 млн руб. в воронежский станок производства «Рудгормаш».
В этом году также планируется покупка тяжелого экскаватора, который, к сожалению, не производится в нашей стране, но мы будем рассматривать аналоги от стран-партнеров. Я не считаю эту ситуацию критичной — она не изменилась. Учитывая, что к концу года у нас пустые склады, можно сделать вывод, что мы достаточно современны и профессиональны, чтобы предлагать нашим партнерам достойную продукцию.
— Если говорить о вашем техническом парке, какова доля отечественного оборудования в нем?
— Импортная техника, которую мы используем, включает в себя в основном тяжелые экскаваторы таких марок, как Hitachi, Caterpillar, Hyundai, а также погрузчики. Что касается остального оборудования, у нас есть 42 самосвала, которые производятся в Жодино на «Белорусском автомобильном заводе». Это серьезный процент парка. Но, поскольку я считаю Беларусь союзным государством, не думаю, что это иностранное оборудование. Таким образом, свыше 90% нашего парка — это отечественная техника.
— Компания завершает строительство дороги между карьером и фабрикой. Какой объем инвестиций был привлечен в этот проект? Когда завершится строительство?
— На сегодняшний день объем инвестиций в проект составляет 238 млн руб., что для нас является значительной суммой. Если говорить о дорожной инфраструктуре, то необходимо отметить, что это не просто дорога, а дамба, которая проходит поперек карьера и позволяет сократить расстояние от горного цеха до дробильно-сортировочной фабрики. Мы планируем завершить ее финальные испытания к концу лета.
Для строительства было использовано более 12 млн кубов горной породы. Я думаю этот проект будет очень выгоден для нас, так как расстояние от горного цеха до дробильно-сортировочной фабрики сократится в два раза. Это приведет к снижению себестоимости и более экономичному способу эксплуатации техники.
Логистика дорожает, как и все остальное. Любую длинную дорогу необходимо обслуживать с помощью грейдирования, подсыпкой материалов и так далее. Введение в эксплуатацию дороги сокращает наши затраты. Сейчас это не лишнее.
— Насколько остро для вас стоит кадровый вопрос?
— Действительно, мы не игнорируем эту проблему. Нам очень повезло, что работаем в регионе, где горная добыча является династийным видом деятельности. Множество предприятий и месторождений, а также традиция передачи профессий от отца к сыну, позволяет нам сохранять квалифицированные кадры. При этом количество таких людей постепенно сокращается, но в целом дефицита специалистов мы пока не испытываем. Основной нашей стратегией в этом вопросе является достойная оплата труда. Сотрудники, работающие длительное время, получают дифференцированные премии в зависимости от своего стажа. Мы стараемся создать комфортные условия труда, инвестируем в технику, которая более ориентирована на человека и требует меньше ремонтов. Это все — комплекс мер по сохранению кадров. Однако главными факторами остаются уважение к работникам и достойная зарплата.
— Остается ли актуальным тот факт, что одной из высокооплачиваемых профессий являются водители большегрузов?
— Да, это абсолютно актуально, поскольку сейчас автомобильная логистика побеждает железнодорожную, по крайней мере, в нашем регионе. Найти достаточное количество квалифицированных водителей, способных управлять фурами и крупными автомобилями, довольно проблематично и поэтому рост заработной платы не обсуждается. Это обязательное условие, если мы хотим не только количественно, но и качественно получать те кадры, которые и о машине позаботятся, и сохранят безопасность на дороге.
— Каковы ваши планы на далекую перспективу? Намерены ли вы расширяться? Каких количественных показателей хотите достигнуть?
— У нас есть несколько амбициозных проектов, связанных с переработкой нашей продукции. Это установка дополнительной мельницы для помола извести и другого формата печи обжига извести. Конечно, мы планируем таким образом увеличить производительность более чем на 100 тыс. т по году в перспективе 1,5-2 лет.
У нас также есть возможность значительно увеличить объемы производства щебня, и для этого у нас есть все необходимые ресурсы. Однако мы ограничены уровнем потребления. Из-за логистических проблем мы не можем поставлять продукцию в дальние регионы.
Известь — это более логистически продвинутый товар, и благодаря этому мы планируем продолжать сотрудничество с крупными металлургическими предприятиями и вести свою экспансию на север. На данный момент наш холдинг предоставляет более 1,2 тыс. рабочих мест.
Оперативные новости и важная информация — в Telegram-канале РБК Ростов
Аналитика, мнения, лонгриды — в Дзен