Иван Непейвода: «За свой первый «Тотальный диктант» я получил двойку»
«Тотальный диктант» — ежегодное образовательное мероприятие в форме диктанта, которое появилось в 2004 году на базе студенческого клуба гуманитарного факультета Новосибирского государственного университета «Глум-клуб». Мероприятие является бесплатным, добровольным и доступным каждому человеку.
В 2018 году в «Тотальном диктанте» приняли участие 227,3 тыс. человек в 76 странах мира.
Чебурашка, Билл Гейтс и Санта Моника
— Почему вы решили заняться организацией «Тотального диктанта» в Ростове?
— Обычно на этот вопрос я отвечаю: «Если ты женат на филологе, не попасть в «Тотальный диктант» невозможно» (смеется). Моя жена — член экспертного совета «Тотального диктанта» (Кира Дружинина, к.ф.н., преподаватель кафедры русского языка Института филологии, журналистики и межкультурных коммуникаций ЮФУ — прим. ред.).
Полтора года назад предыдущий координатор сложил с себя полномочия, и у нас возникла идея, чтобы эту должность занял я. Мой рабочий график это позволял. Я успешно прошел собеседование, мою кандидатуру утвердили организаторы.
— По вашим ощущениям, популярность «Тотального диктанта» в Ростове растет?
— Да. Я думаю, что в этом году мы побьем рекорд по количеству пишущих — я вижу это по ажиотажу, числу звонков, занятости подготовительных курсов. В прошлом году, конечно, мы тоже побили рекорд, но разница составила всего 10 человек (1 445 человек — прим. ред.).
Есть, конечно, и пессимисты, которые говорят: «Зачем вы это делаете? У нас асфальта на улицах нет, а вы тут со своим русским языком». Но почему мы не можем писать грамотно, пока у нас не уложен асфальт? Может быть, он и не появится, пока мы будем безграмотными?
— Почему вообще взрослые люди в выходной день идут писать диктант по русскому языку?
— Есть избитая фраза: «Грамотным быть модно», и это действительно так. Еще это вызов себе и новый опыт. Почему люди занимаются физкультурой или ходят на кружки вязания? Первоначальные ступени пирамиды [потребностей] Маслоу заполнены, хочется чего-то большего. Мне кажется, «Тотальный диктант» попал в эту волну, это здорово.
— Кто обычно приходит писать диктант?
— Студенты, пенсионеры, менеджеры, владельцы компаний — публика очень пестрая. Есть только гендерное отличие — женщин на порядок больше. Привлечь мужчин достаточно сложно, их чуть меньше трети. Зато среди них порядка 40% отличники и хорошисты. Наверно, включается мужская фишка — если делать, то на совесть, иначе зачем позориться? (смеется)
Хотя даже в плохих оценках нет никакого позора — работа абсолютно анонимна, можно зарегистрироваться кем угодно. В прошлом году, например, диктант писали Чебурашка, Билл Гейтс и Санта Моника. Анонимность теряется, только если ты написал на «отлично» и хочешь забрать работу лично на торжественной церемонии вручения. В этом году, кстати, она пройдет 21 апреля в киноцентре «Большой», вручать награды будет автор текста «Тотального диктанта» Павел Басинский.
— Вы сами пишете диктант?
— В прошлом году я был полностью занят организацией, все-таки смена координатора — это стресс. Поэтому впервые я написал диктант в этом году на конференции организаторов в Новосибирске и получил двойку. Не горжусь этим, но и не расстраиваюсь — чтобы написать диктант грамотно, надо готовиться.
— Как это можно сделать?
— В рамках подготовки к «Тотальному диктанту» каждый вторник в ИФЖиМКК проходят традиционные лекции по русскому языку для всех желающих. В большинстве других городов эти лекции идут по пятницам. Они также готовятся по-разному: кто-то использует материалы, которые приходят из штаба в Новосибирске, у нас же преподаватели делают эксклюзивные лекции, учитывая потребности того текста, который будет написан.
Этот текст знает около десяти человек в стране — в основном, члены экспертного совета. Моя жена знает, но не говорит, даже под пытками не сдается (смеется). На основании этого текста даются рекомендации преподавателям, какие лекции стоит подготовить, чтобы у участников было больше шансов правильно написать диктант. В прошлом году на лекции приходило до 30 человек, сейчас в среднем около 80-ти.
Иностранцы, гурманы и роженицы
— Как построена система организации «Тотального диктанта»?
— Схема очень проста. Если в любом населенном пункте у кого-то появляется желание провести диктант, этот человек связывается со штабом в Новосибирске, становится координатором и берет на себя всю полноту ответственности за это мероприятие. Он договаривается с площадками, ищет филологов, которые будут проверять написанные работы, партнеров, волонтеров и диктаторов — людей, которые диктуют тексты. Это могут быть и филологи, но зачастую мы приглашаем «звездных» диктаторов. Кроме того, координатор должен взаимодействовать с экспертным советом и общаться со СМИ.
В прошлом году все это я делал практически один, супруга помогала мне в каких-то моментах. В этом году я понял, что не справлюсь, и мы расширили команду — сейчас у меня есть помощники. «Тотальный диктант» — волонтерский проект, зарплату здесь никто не получает.
— Как получается чаще всего — вы обращаетесь к партнерам с предложениями о сотрудничестве или они к вам?
— Мы, как правило, ищем сами. Сотрудничество обычно предлагают площадки. В этом году к нам, например, обратились школы, их будет около семи. В прошлом году с нами начали сотрудничать библиотеки, включая главную библиотеку города.
У нас есть партнеры, которые помогают в т.ч. и материально. В этом году мы сохранили их число. В частности с нами продолжает работать основной партнер банк «Центр-инвест» — без его поддержки нам пришлось бы сложно. Кроме того, в этом году мы нашли типографию «Мастер Цвета», которая сделала нам большую скидку на печать. И я очень рад, что на нас обратили внимание СМИ, это во многом нам помогает.
— Найти человека, который будет диктовать текст, сложно? Диктаторы часто вам отказывают?
— Да, часто. Есть люди, для которых это честь, получая предложение, они переспрашивают: «Правда, можно»? Но многие отказывают, кто-то вовсе не отвечает. В столице с этим, конечно, проще — там диктуют Владимир Познер, Константин Хабенский, Дима Билан...
Бывают смешные истории: я видел, как девочки, занявшие первые ряды на диктанте с Хабенским, даже не взялись за ручки, забыли про работу и просто наслаждались видом (смеется).
— Власти как-то проявляют участие в этом проекте? Не пытаются сделать его более политизированным?
— В других городах России власти обычно очень поддерживают «Тотальный диктант». Например, в Пензе мэр города и губернатор не только сами пишут диктант, но и участвуют в решениях вопросов на многих уровнях. В Таллине диктант пишет бывший мэр. У города, кстати, рекорд по одновременному посещению площадки — 3 тыс. человек, для этого парты поставили в местном Дворце спорта.
У нас в прошлом году вообще не было никакой реакции со стороны властей. В этом году отреагировало региональное Министерство образования, чему я рад. Школам разрешили участвовать в «Тотальном диктанте» как площадкам для проведения. И министерство помогает нам с этим, ведь важно, например, соблюсти режим безопасности. Честно говоря, я не рассчитывал на их поддержку вообще, поэтому и обратился поздно.
С властями чем сложно: у них все приказное, а «Тотальный диктант» — это абсолютно добровольная штука. Но я вижу, что реакция школ не такая массовая, какая могла бы быть при тоталитарном управлении. Значит, им действительно просто предложили, и мы с радостью будем сотрудничать.
— Будет ли что-то новое в проведении «Тотального диктанта» в Ростове в этом году?
— Да, мы впервые проведем диктант в ресторане — с нами согласился сотрудничать ресторан «Матадор». Площадка небольшая, на 48 мест. Сейчас мы ищем диктатора, связанного с кулинарией, но это довольно сложно, потому что повар другого ресторана точно не придет. Может быть, найдем какого-нибудь критика.
В Публичной библиотеке будет две «экзотические» площадки. Во-первых, площадка на 100 человек для иностранцев, где они будут писать тест, который основан на тексте диктанта. В прошлом году эту работу приходили писать в национальных костюмах — корейская диаспора, ребята из арабских стран, было очень красиво. Надеемся в этом году повторить этот опыт.
Вторая площадка по написанию диктанта пером — уникальный ростовский проект. Он существует уже несколько лет на базе «Центра-инвеста», который предложил для этого также свой «Центр финансовой грамотности». Те, кто хочет написать диктант пером, готовятся уже сейчас — мы открыли специальные курсы по понедельникам.
Вообще, есть много идей. Например, в следующем году мы попробуем провести акцию «Русский с молоком матери». Это «Тотальный диктант» в роддоме, где его будут писать роженицы. У меня четверо детей и я не понаслышке знаю, что роды — это стресс для женщины. Мне кажется, было бы здорово как-то поддержать их, отвлечь. Понятно, что это будет 5-6 человек, но это интересно.
«Тотальный диктант» пройдет в Ростове 13 апреля 2019 года. Зарегистрироваться и выбрать площадку можно будет с 3 апреля на официальном сайте мероприятия.