Евгений Петропавловский: «Сейчас нельзя создавать видимость работы»
— Вы по первому образованию социальный педагог. Когда и почему решили стать предпринимателем?
— Первое образование было связано с тем, что мне всегда была интересна психология. Мне было важно понимать людей и разбираться в мотивах их поступков, чтобы знать, как правильно себя вести. Поэтому факультет социальной педагогики Таганрогский государственного педагогического института (сейчас входит в состав ЮФУ) я выбрал осознанно.
Я получал удовольствие во время учебы, но потом появилась семья, которую нужно было кормить и я принял решение уйти в бизнес-аналитику, маркетинг, продажи и управление. Моя карьера развивалась достаточно успешно. Сейчас консалтинг превратился скорее в мое хобби. Мне нравится решать сложные ситуации в бизнесе, разбирать кейсы и помогать своим коллегам найти верные решения, но я на этом не зарабатываю. Больше занимаюсь строительством.
— По каким критериям вас оценивали в ходе конкурса?
— Ключевых критериев семь. Это, в том числе, умение работать в команде, инновационность, коммуникабельность, умение выходить из нестандартных ситуаций и стратегическое мышление. По набору качеств, который показал каждый участник, уже принималось решение.
Представьте, вот сидят восемь совершенно незнакомых человек и им нужно решить какую-то задачу. В этой ситуации было важно построить командную игру, чтобы все понимали, что мы команда, и нам нужен общий результат. Очень быстро нужно было проанализировать большой массив информации. В такой ситуации проявляются аналитические навыки, способность воспринимать информацию, вербальный и математический интеллект.
После этого нужно было разработать личное решение проблемы, поделиться очень коротко с коллегами и выработать одно правильное решение, применяя нестандартный, неклассический подход. Кто-то, конечно, был более консервативен. Вокруг столов находились эксперты HR-агентств, аналитики, психологи, которые отмечали проявления тех или иных компетенций.
Работу невозможно было как-то сфальсифицировать. Либо ты можешь стратегически думать, видеть наперед, либо нет. Они всё это отмечали. Возможности красиво разыграть что-то, блефовать было невозможно, по причине того, что каждый кейс был настолько сжат по времени, что думать надо было считанные секунды, принимать решения очень оперативно и уметь доказать это команде, подтолкнуть их к общему решению задачи.
— Какие нестандартные ситуации вам предлагали решать?
— Они все были уникальны и все были актуальны для нынешней экономики, демографии, социальной политики Российской Федерации. Самыми интересными, наверное, были задачи от экспертов. Например, были вопросы, связанные с инвестициями в телеметрию или в тему космоса. Очень хороший кейс, который близок даже моему первому образованию, был о том, что будет через двадцать лет, когда автоматизируется часть производств, увеличится качество жизни, и у нас появится большое количество пенсионеров из-за демографической ямы, а также«свободных» (вымершие профессии) людей, которые не получили профессиональную переподготовку для того, чтобы работать в новой сфере. Вот, что вы будете делать с пятнадцатью миллионами несостоявшихся, неустроенных людей? Мы вырабатывали общее решение о профориентации, о переподготовке, о системе менторства, наставничества и новой социализации «высвободившихся» граждан.
— Что еще запомнилось?
— В каждом задании была изюминка. Например, было предложение оценить риски компании, которой нужно решить, выходить ей или нет на спортивные автогонки. Мы пришли к общему решению, что риски, безусловно, будут, но при условии быстрой модификации сделать это можно. (модель описывала запуск первого Челленжера)
— На ваш взгляд, уровень подготовки руководителей в Южном Федеральном округе и в Ростовской области выше, чем в целом по стране?
— Уникальные руководители есть везде. Я могу сказать, что донской край и вообще Южный Федеральный округ очень богат талантливыми людьми, у которых я готов постоянно учиться. Можно сказать, что многие люди, которые учились со мной на потоке, другие участники конкурса, даже те, кто не попал в финал, были каждый по-своему уникальны и даже в чем-то гениальны. У нас и сейчас очень теплые отношения, мы работаем над совместными проектами.
Можно сказать, что Юг был определенным ядром на конкурсе. Наверное, это благодаря общей атмосфере и хорошему образованию. Не хочу забрать лавров у ряда московских вузов, разумеется, там уникальный состав преподавателей, но для старта того образования, которое можно получить на Юге, вполне достаточно. У нас тоже хватает прекрасных специалистов в науке. Это, например, подтверждает даже тот факт, что бывший ректор Южного федерального университета Марина Боровская стала заместителем министра образования.
— Победа в конкурсе дала вам какие-то практические преимущества в работе?
— Конечно. Участия в конкурсе дало мне возможность совершить ряд личных побед. С одной стороны, это конкурс, а с другой — возможность протестировать себя, понять глубину компетенций, понять, какие слабые места у тебя есть. Кроме того, я познакомился с огромным количеством уникальных и талантливых людей именно на конкурсе. В реальной жизни нам потребовались бы годы, чтобы узнать друг друга, а здесь мы все работали совместно и каждый получил огромный набор социальных контактов, которые смогут каждому из нас помочь в работе.
— А на ваш взгляд, в чем сейчас заключается главная задача управленца?
— Здесь стоит разделить настоящего и ненастоящего управленцев. Настоящий умеет брать на себя ответственность — за результат. Ненастоящий просто может руками водить. Есть глубокое, тонкое понимание процессов, которое не всем руководителям и управленцам приходит в голову. Сейчас можно говорить о том, что в фаворе эмоциональный интеллект и понимание того, что именно человек является основным механизмом и толчком всего развития, и что каждый человек с правильными компетенциями уникален в правильном месте в нужное время. От такого управленца эффекта будет намного больше.
— Каких принципов вы придерживаетесь в своей работе?
— Главное для меня — эффективный положительный результат.
— Имеют ли значение способы достижения этого результата?
— Естественно, они должны быть этичны и законны. Я понимаю, что сейчас настало время, когда нельзя создавать видимость работы. Нужны качественные результаты, которые помогут большому количеству производств, сфер, областей работы людей. Если у меня есть понимание, что я иду к результату, если есть хорошая команда, то успех любого большого мероприятия не заставит себя ждать.
— Вы как-то изменились после участия в конкурсе?
— Конечно. Изменения произошли во многом. Я понял, что те цели, которые я ставил до конкурса для себя, частично были ложными. Я не говорю сейчас о чем-то фундаментальном, как семья, речь именно о профессиональных целях. Я перенес основной вектор усилий с производства и консалтинга в инновационное производство, которое я разрабатываю совместно с партнерами. Оно не имеет аналогов, скоро наши коллеги поедут в Германию, чтобы набраться опыта и создать существенно новое для Ростовской области и для РФ в целом.
Кроме того, я очень активно стал заниматься социальной работой, где есть несколько проектов, которые я считаю ключевыми и важными для людей. Раньше я тоже относился к подобной работе, как к важному элементу жизни, потому что я понимаю важность людей, человеческого ресурса. Сейчас мы с группой единомышленников будем создавать некоммерческую организацию социальной направленности.
— А если говорить не только о профессиональных компетенциях, что в вас изменилось?
— Я понял важность времени, сейчас стараюсь больше его ценить. Кроме того, сейчас я понимаю, сколько еще есть скрытых пластов, где я могу быть полезным, но знаю, что распыляться нельзя. То есть, ощущение времени стало еще острее, несмотря на то, что мне 36 лет. Поэтому я стал меньше спать.
— А какую цель вы поставили после победы?
— Передавать знания и помогать максимальному количеству людей тянуться к лучшему. Во время участия в конкурсе «Лидеры России», уже выходя в финал, я попал еще в один федеральный проект Sсale up. Там я получил опыт наставничества и понял, что это сейчас самый верный механизм передачи практических знаний, который приводит, опять же, к качественному и очень быстрому результату. Участвуя в программе, я с радостью передаю людям в бизнесе те навыки, которые у меня есть. Я понимаю, что готов и хочу работать как со школьниками, так и со студентами. Это занимает не так много времени, но то, что люди получат не в теоретическом, а в практическом формате, они смогут применить уже через одну минуту, выйдя из аудитории.
В феврале 2018 года в Сочи состоялось торжественное закрытие финала Всероссийского конкурса управленцев «Лидеры России». Все 300 финалистов награждены образовательными грантами. 103 победителя с наилучшими результатами получили наставников.
«Проект является действенным механизмом для раскрытия потенциала успешных и талантливых управленцев. В дальнейшем они смогут применять полученные в ходе конкурсных испытаний знания на практике, реализовывать собственные проекты, развивая тем самым экономику региона, повышая уровень жизни наших жителей», — пояснил начальник управления инноваций в органах власти донского правительства Борис Носко.