Владислав Пигенко: Образовательная школа ДГТУ объединит АПК и ученых
Первоочередная задача передовой инженерной школы ДГТУ — решение кадровой проблематики. По словам директора образовательной площадки Владислава Пигенко, причина не только в дефиците специалистов, но и в глобальном разрыве между учебными программами и реальным сектором экономики. В интервью РБК Юг он рассказал о первых итогах работы, планах по превращению Ростова-на-Дону в центр инженерного сообщества и основных трендах отрасли
Предварительные итоги
— «Передовую инженерную школу» ДГТУ запустили более года назад. Проект реализуется с единственным индустриальным партнером — компанией «Ростсельмаш». Какие предварительные итоги вы можете подвести? Каких результатов удалось достичь?
— Мы решили стратегическую задачу — выстроили образовательную модель передовой инженерной школы. Среди промежуточных итогов могу отметить завершение первого года обучения магистрантов. Это только начало пути, но мы уже можем гордиться результатом: теми компетенциями и навыками, которые получили наши студенты.
Но, главное — чтобы реализовать все стоящие перед нами задачи, нужна мощная научная составляющая, которая позволит быть, так сказать, на фронтире разработок. В частности, мы готовимся к запуску большого испытательного центра для оборудования среднего и тяжелого машиностроения, который будет одним из самых больших на Юге страны.
— Ректор ДГТУ Бесарион Месхи на площадке ПМЭФ-2023 рассказывал, что в процессе реализации проекта вы столкнулись с трудностями: в частности, с дефицитом квалифицированных кадров. Насколько проблема нехватки педагогов для подготовки специалистов остра, и как она решается вами?
— Да, кадровый дефицит имеет место быть во всех сферах: и в промышленности, и в инженерном образовании. Мы видим несколько путей решения этой проблемы. Первое — мы обращаемся к другим вузам, где есть узкие специалисты. Например, сейчас сотрудничаем с МГТУ им. Баумана, другими крупными образовательными площадками. Мы готовы брать на работу их выпускников, привлекаем преподавателей. Работаем и с предприятиями, которые встроены в образовательный процесс.
Кроме подготовки инженеров для нашего индустриального партнера, мы ставим задачу вырастить кадры и для себя. Нам нужно подготовить преподавателей, которым сможем передать свои компетенции. В этом направлении работаем, подобрали 15 аспирантов, которых планируем задействовать в образовательном процессе.
От интеллектуальных систем до импортозамещения
— Какие задачи из реального сектора экономики, по вашим оценкам, встанут в ближайшее время перед будущими инженерами? Что сейчас наиболее актуально? Какие проблемы планируется решать?
— В первую очередь для нашей школы я бы выделил задачи, связанные с интеллектуализацией сельскохозяйственной техники: автовождение, автоматическая настройка, принятие решений вместо человека — это очень важная, стратегическая для страны задача, особенно в свете кадровой проблематики. Создание самонастраивающейся техники позволило бы снять напряженность в плане квалифицированных кадров в сельскохозяйственных отраслях и позволило бы увеличить производительность труда. Мы включены в эту работу вместе с инженерами компании «Ростсельмаш».
Второе направление — создание универсальной платформы зерноуборочных комбайнов с общей структурой и скелетом, на базе которой будет возможно делать исполнения машин различных классов. Перед нами стоит задача разработать методологию, создать платформу, довести до необходимого уровня надежности, обеспечить заданные параметры производительности, внедрить решение в серийное производство вместе с командами инженеров компании «Ростсельмаш».
Третье направление — это импортозамещение. На данной стадии уже было сделано очень многое для решения задач по импортозамещению узлов, деталей и агрегатов. Но процесс продолжается на более глубоком уровне — мы уже говорим о импортозамещении технологий. В частности, очень востребованы в стране технологии по производству гидравлического оборудования, производству трансмиссий и других высокотехнологичных изделий.
Время новых компетенций
— Эксперты говорят не только о дефиците кадров, но и о том, что их компетенции не соответствуют реалиям, что молодые специалисты не обладают навыками, необходимыми для работы. Согласны ли вы с этими утверждениями? Что необходимо для решения проблем?
— Для эффективного решения стоящих перед страной задач необходим постоянный диалог между образованием и реальным сектором экономики. Мы как вуз должны отвечать запросам не одного индустриального партнера, а всего рынка целиком. И не только отвечать на запрос, но и прогнозировать тренды и тенденции, основываясь на той информации, которую получаем от инженерного сообщества. Только в этом случае мы сможем готовить специалистов, чьи компетенции отвечают реалиям рынка.
Помимо недостатка специалистов, существует огромная проблема разрыва между учебными программами и запросами предприятия, отсутствие синхронизации образовательных программ и рабочего процесса. В России не прекратили выпускать инженеров. Но после получения диплома зачастую они уже не отвечают требованиям рынка.
Многие компании жалуются на качество образования. Но редко кто из работодателей понимает, что вузы и другие учреждения не смогут это изменить самостоятельно в исключительно образовательной среде. Без погружения в производственный процесс, без постоянного контакта с реальным сектором экономики это невозможно. Запросы предприятий меняются быстрее образовательных программ — в итоге к моменту получения диплома компетенции будущего специалиста успевают устареть. Для получения качественного образования требуется тесное взаимодействие и участие компаний.
Это кажется самоочевидным, но проблема долгое время не решалась. И как раз мы, передовые инженерные школы, призваны закрыть этот разрыв между образованием и рынком. ДГТУ максимально сконцентрирован именно на этой задаче: на сращивании образовательного сегмента и промышленности. Это самая главная наша задача.
— Как решается эта проблема на практике?
— Только максимальным погружением в производственный процесс всех участников: студентов, педагогов, руководителей всех уровней. Например, параллельно с инженерной школой я работаю в компании «Ростсельмаш». Студенты максимально вовлечены в процессы предприятия: все практики, стажировки они проводят на промышленных площадках.
Благодаря тесному контакту с реальным сектором экономики мы способны актуализировать навыки педагогов и параллельно передавать студентам те компетенции, которые востребованы сегодня. Мы видим, какие рабочие процессы происходят в реальности и что больше всего необходимо компаниям. И в режиме реального времени можем скорректировать программу.
Миссия и прогнозы
— Это масштабный проект и, судя по объемам, он может не только закрыть потребности «Ростсельмаша» в инженерных кадрах. В чем вы видите миссию школы для региона, и как она может изменить экономику за счет привлечения и создания качественных инженерных кадров?
— Задачи, которые стоят перед инженерной школой, намного шире закрытия потребностей инженерного партнера вуза. Мы хотим создать сообщество, точку притяжения на Юге России. Объединить агропромышленный бизнес, ученых-практиков и образование в единую среду, которая позволит не просто отвечать на текущий запрос компаний на кадры и научные исследования, но и предвосхищать его. Мы должны научиться прогнозировать будущее, понимать, какие исследования и разработки будут востребованы. Для этого и нужно сообщество, которое станет своеобразной «питательной средой» для этого.
— Какие цели и задачи вы ставите на 2024 год? По каким индикаторам будете оценивать эффективность?
— Главный критерий и объективный показатель качества нашей работы — это востребованность наших студентов у работодателя. Если руководители бюро, отделов и департаментов выстроятся в очередь и будут соревноваться между собой за получения наших выпускников — это будет означать, что наша работа эффективна. Первый выпуск в этом плане будет показательным.
Эти и другие материалы читайте в следующем номере журнала РБК+Юг