Перейти к основному контенту
Ростов-на-Дону ,  
0 

Ректор ЮФУ: Будем стремиться оказаться в десятке лучших вузов России

Ректор Южного федерального университета (ЮФУ) Марина Боровская рассказала РБК Юг об итогах деятельности в формате федерального вуза, а также о значимости позиций в международных рейтингах
Фото: Ректор Южного федерального университета (ЮФУ) Марина Боровская  Фото: Предоставлено пресс-службой
Фото: Ректор Южного федерального университета (ЮФУ) Марина Боровская Фото: Предоставлено пресс-службой

– В этом году отмечается 10-летие проекта федеральных университетов в России. ЮФУ, наряду с Сибирским федеральным университетом, стали «пионерами» этого проекта. Каковы главные итоги этих десяти лет работы для Южного федерального университета?

– В 2006 году в рамках национального проекта «Образование», одобренного президентом РФ Владимиром Путиным, были созданы два новых федеральных университета — на базе ряда существующих вузов в Южном и Сибирском федеральных округах. В последующем глава государства неоднократно подчеркивал важнейшую роль федеральных университетов в развитии федеральных округов.

К работе Южного федерального университета, который одним из первых пошел по пути объединения, всегда было приковано много внимания. Это были первые подобные проекты, за десятилетний период таких вузов в стране стало уже 10. Именно поэтому итогам работы федеральных университетов была посвящена и встреча с министром образования России Ольгой Васильевой, состоявшаяся 14 декабря 2016 года, на которой результаты проекта создания федеральных университетов были признаны успешными. Федеральные университеты стали центрами развития образования, науки и культуры, а также площадками реализации политики социально-экономического развития своих макрорегионов.

Мы проанализировали цифры, которые характеризовали ЮФУ на этапе создания в 2006г. и по итогам завершающегося 2016 года. Например, объем средств от выполнения НИОКР в 2007 г. составлял 500 тыс. руб., а в настоящее время — более 1,5 млрд руб., а доход университета от практического применения результатов интеллектуальной деятельности вырос с 48,5 млн руб. до 235,8 млн руб.

Следует сказать, что успехи очевидны именно благодаря синергетическому эффекту, к которому мы стремились. Объединившись, представители четырех разных вузов (Ростовского государственного университета, Таганрогского государственного радиотехнического университета, Ростовского государственного педагогического университета и Ростовской государственной академии архитектуры и искусств) смогли выстроить единую систему сертификации и стандартизации оборудования, создать единую электронную библиотеку и новые лаборатории. Таким образом, доступ к лабораторному оборудованию и научным установкам, проектам и исследованиям сегодня получили гораздо больше сотрудников и, особенно, студентов, что дало нам возможность поддержать молодых ученых и расширить географию научного сотрудничества.

Все это качественно изменило структуру университета и позволило реализовать его федеральную функцию. Получился хороший эффект, который с каждым годом становится все более заметен, и, я думаю, что в дальнейшем университету удастся через консорциум вузов Юга России и через кластеры, которые сегодня нами созданы (образовательный, инновационно-технологический «Южное созвездие» и кластер биотехнологий в области АПК и медицины — прим. ред.), продолжить усиление своей социальной и экономической роли в ЮФО.

– Как проходило объединение нескольких вузов в федеральный университет? И что, по вашему мнению, оказалось самым сложным в этом процессе?

– Процесс объединения проходил по четырем крупным направлениям. Во-первых, это объединение материально-технических ресурсов, которое было технически трудным, так как мы создавали новую структуру и оценивали большое количество фондов. В итоге имущественный блок ЮФУ составляет порядка 530 тыс. кв. м. различных площадей и более 500 га земли.

При этом, в процессе объединения выяснилось, что учебно-лабораторных площадей у нас было только около 200 тыс. кв. м. После укрупнения нам удалось часть площадей переориентировать для учебно-методического и учебно-лабораторного назначения.

Кроме того, мы смогли построить новый кампус. За последние 10 лет во всей стране с нуля было построено только три таких кампуса — казанский, санкт-петербургский и наш. Этот кампус предполагает совершенно новую систему размещения студентов и он, безусловно, усилил наши конкурентные преимущества.

Другим важным моментом стало объединение информационных ресурсов, лицензионное обеспечение всего оборудования, которое сегодня есть в университете.

Третий момент — это объединение финансовых ресурсов, которое дало возможность усилить инфраструктуру университета.

Однако, самым сложным во всем процессе стало объединение кадров. Именно в этом мы столкнулись с самым большим непониманием со стороны коллег. Людям было неясно, для чего их объединяют, собирают четыре университета вместе и какие преимущества появляются в результате.

И только со временем появилось понимание того, что такое бренд университета, его позиции. С особой очевидностью это стало понятно, когда университет зафиксировался в списке 600 ведущих университетов мира. В конечном итоге, весь этот процесс значительно усилил кадровый состав ЮФУ — то, что казалось в начале трудностью, в дальнейшем определило успех университета.

– Как повлиял на работу университета тот факт, что он попал в ТОП-600 лучших вузов мира? Что это дает?

– Принимаем мы это, или нет, но в научном мире очень важна система рейтингования. Любой вуз или заметный ученый так или иначе нуждается в оценке своей деятельности в мировом сообществе. Мы следим за индексами цитирования и Хирша (наукометрический показатель — прим. ред.). И сегодня коллеги потихоньку научились использовать позиции и преимущества бренда университета для себя.

Например, ты экономист и видишь себя в третьей тысяче ведущих экономистов мира, что в общем-то неплохо, но ты при этом понимаешь, что вуз, в котором ты работаешь, попадает в список 600 лучших. Следовательно, это тот локомотив, благодаря которому ты можешь попасть в топ-600 лучших ученых мира только потому, что ты находишься в правильной научной школе.

Вместе с тем, у нас есть и те ученые, которые находятся в базовых трендах, ведущих научных областях, их место — в мировой сотне лучших. В этом случае уже они являются тем самым локомотивом, который усиливает позиции самого университета. Получить таких ученых для ЮФУ важно, еще важнее их удержать, создать им необходимые и комфортные условия для работы. Задача следующего пятилетия для ЮФУ – увеличить число таких специалистов, которые входят в топ-600 и выше, которые будут и дальше продвигать университет вперед.

С появлением ЮФУ в международных рейтингах ученые и преподаватели перестали воспринимать его как некий провинциальный вуз, что было еще несколько лет назад. Также увеличился и спрос на образовательные программы. Например, недавно мы заняли шестое место в стране по подготовке специалистов юридического профиля. С учетом того, что юристов и экономистов сегодня готовят практически все вузы, это очень высокие позиции.

– В 2016г. в России запущен Московский международный рейтинг вузов «Три миссии университетов». Критерии и подходы к его формированию сегодня довольно активно обсуждаются в научном сообществе, среди студентов и преподавателей, в СМИ. Насколько, по Вашему мнению, необходим такой рейтинг и почему недостаточно существующих мировых?

– Конечно, любая система ранжирования кому-то может показаться субъективной. Как говорится, победители не верят в случайности, и только побежденный считает рейтинги «липовыми». Система ранжирования, как уже говорилось, позволяет осознать свою позицию, увидеть свои достижения со стороны.

Появление собственного рейтинга для нашей страны — это дело в большей степени имиджевое. Нам нужно формировать новое мировоззрение в отношении России как участника мирового научно-образовательного пространства. В этом смысле этот рейтинг действительно нужен, потому что Россия всегда была «поставщиком» научных кадров и специалистов с очень высоким уровнем образования.

Мы в этом смысле кардинально отличаемся, например, от американской системы, потому что даем не узкоспециализированную, а широкую подготовку специалистов. Я считаю, что российская система образования заслуживает того, чтобы явить всему миру те критерии и ценности, по которым мы сами ее оцениваем.

– Можно ли сегодня прогнозировать, какое место в Московском международном рейтинге-2017 может занять Южный федеральный университет?

– Мы однозначно попадем в двадцатку ведущих вузов России, при этом будем надеяться и стремиться оказаться в первой десятке. Например, по грантам президента, которые объявляли недавно, ЮФУ занял третью строчку в стране. В мире мы рассчитываем занять позицию 400-450.

При этом мы понимаем, что помимо линейки федеральных университетов, есть и другие сильные вузы, например, Томска и Новосибирска, которые всегда были сильными и конкурировали с нами. Конечно, для нас это имиджевый момент — представленность и высокие позиции в рейтингах важны, это влияет на контингент студентов.

– На какие факторы вы ориентируетесь в вашем развитии сегодня?

– Фактором успеха, на мой взгляд, также является то, что мы научились планировать научные исследования. Еще 4 года назад коллеги были в ужасе от этой задачи и говорили, что это невозможно. Сейчас мы умеем это делать, что очень важно, потому что научный коллектив нужно обеспечивать работой. Мы планируем и дальше усиливать это направление.

Фактором успеха является и сама программа развития, которая утверждается постановлением правительства РФ. Когда организация сама определяет свое стратегическое развитие, рассматриваются факторы, которые могут убедить, что лучше высоко не прыгать, а это неправильно, потому что, если ты не будешь усиливать темп, ты не добьешься успеха.

Например, программой развития нам определили, что средний бал ЕГЭ при поступлении должен быть 72 балла, что соответствует требованиям ряда ведущих московских вузов. Это заставило нас жестко отбирать лучших абитуриентов и расширять географию набора. В итоге сегодня 58 регионов России поставляют нам своих выпускников школ. Нашими студентами также стали и граждане более 50 зарубежных стран. Отбирая абитуриентов по высоким баллам ЕГЭ, мы были вынуждены пойти в школы, так у нас появился образовательный кластер. В итоге мы укрепили связь с абитуриентами и улучшили качественный состав студентов.

– Заканчивается 2016 г., один из непростых для России и для российской экономики. Насколько успешным он оказался для ЮФУ? Достигнуты ли те задачи, которые ставил перед собой университет?

– Экономическая ситуация была непростая для всех. Для нас, наверное, она была непростая вдвойне, потому что на этот год пришлись работы по совершенствованию инфраструктуры, осуществлялось строительство 50-метрового бассейна ЮФУ, который мы открыли в декабре.

Это сложный в инженерном плане и дорогостоящий проект с общим объемом инвестиций более 750 млн руб.Правительство области софинансировало этот проект, выделив 120 млн руб., часть средств выделило министерство образования и, конечно, ЮФУ также участвовал в софинансировании, что заставило нас немного «подтянуть пояса».

Также нам пришлось принять участие в финансировании проектно-сметной документации проекта по созданию центра ядерной медицины, провести капремонт нескольких больших корпусов, в том числе СКНЦ ВШ и ЗНБ.

Фонд оплаты труда мы защитили, он не может быть перераспределен на подобного рода проекты. Однако, чтобы поучаствовать в этих проектах, нам серьезно пришлось пересмотреть контракты по закупкам и арендные договоры. Кроме того, мы очень серьезно отнеслись к программе энергосбережения и снижению коммунальных расходов. Все это наложилось на ситуацию с сокращением финансирования со стороны государства, в части госзадания и сокращения числа бюджетных мест.

Хочу сказать, что в целом мы испытываем трудности, но за счет того, что университет сегодня — это автономное учреждение, многие моменты мы осознали сами и по-хозяйски сумели перераспределить ресурсы. Кроме того, сокращение контрольных цифр набора подтолкнуло к большей активности для получения новых хоздоговоров по проектам, усилению своего присутствия в программах дополнительного профессионального образования и увеличению финансирования за счет фондов и получения разного рода грантов.

Как принято считать в экономической науке, кризис — это открытие новых возможностей, и я благодарна нашему научно-педагогическому коллективу за то, что мы смогли этот тренд почувствовать на себе.

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 5 октября
EUR ЦБ: 104,74 (-0,12)
Инвестиции, 04 окт, 17:47
Курс доллара на 5 октября
USD ЦБ: 94,87 (-0,16)
Инвестиции, 04 окт, 17:47
Все новости Ростов-на-Дону
Министр обороны Нидерландов подтвердил поставку F-16 на УкраинуПолитика, 22:00
Павел Дуров рассказал, как на допросе узнал о беременности ВавиловойОбщество, 21:52
NASA перенесло отстыковку от МКС Crew Dragon с россиянином на бортуТехнологии и медиа, 21:44
Глава РПЛ призвал не припоминать Пьяничу отказ играть со сборной РоссииСпорт, 21:44
NYT рассказала, как идущее из России судно сочли «мегабомбой»Политика, 21:31
Младший брат Мадонны художник Чикконе умер в возрасте 63 летОбщество, 21:19
«Краснодар» разгромил «Химки» и поднялся на первое место в РПЛСпорт, 21:07
Здоровый сон: как легче засыпать и просыпаться
Интенсив РБК Pro поможет улучшить качество сна и восстановить режим
Подробнее
ЦСКА впервые за девять лет победил в гостях «Динамо»Спорт, 21:02
Режиссер «Виталия Наливкина» опроверг планы на фильм с умершим актеромОбщество, 20:47
Хет-трик Левандовски принес «Барселоне» победу над «Алавесом»Спорт, 20:16
Пожар на трехэтажной торговой базе в Дагестане потушилиОбщество, 20:16
В Казахстане завершился референдум о строительстве АЭСПолитика, 20:00
СК возбудил дело из-за убийства ВСУ трех мирных жителей Курской областиПолитика, 19:55
Осинькин с трудом сдержал слезы после проигрыша «Локомотиву»Спорт, 19:51