Меняйло: Объем инвестиций в экономику РСО-Алания увеличился в 2022 году
— Какие предварительные итоги года вы можете подвести?
— Для республики итоги года неплохие. Пока мы их не подвели окончательно, еще работа идет. В этом году было построено и реконструировано более 160 объектов. Некоторые из них переходят на следующий год. Это без учета транспортной инфраструктуры.
Помимо этого, в текущем году много проведено работ по строительству и ремонту дорог. К примеру, на «Мамисоне» был закончен первый этап — расширение автодорожного тоннеля. Впереди еще два этапа, к которым предполагается приступить в следующем году.
Все утвержденные инвестиционные проекты находятся в стадии реализации. Что касается «прорывных» проектов, указанных в модели экономического развития региона, ни один из них не был приостановлен.
— Не пришлось ли пересматривать сроки реализации проектов в связи с текущей ситуацией, логистическими проблемами?
— Мы не пересматривали, а корректировали соответствующее исполнение проектов. Ни от одного проекта не отказались. По одному — это строительство кислородного завода — были перенесены сроки, потому что инвестор оплатил оборудование, но в поставке ему отказали. Мы это продублировали установкой четырех кислородных станций общим объемом 10 тонн кислорода в сутки на территории медицинских учреждений. Но от этого проекта тоже не отказываемся. Рано или поздно поставщики либо вернуть деньги инвестору, либо поставят оборудование. По остальным проектам сроки не переносили.
— «Дом.РФ» будет участвовать в разработке мастер-плана Владикавказа. Идет ли речь о финансировании в соглашении? И что в общем он будет включать в себя?
— Мастер-план разработают к концу 1-го квартала 2023 года. В этом документе будет отражено все: зонирование территорий, направления развития Владикавказа, его точки притяжения. «Дом.РФ» за свои средства привлекает специалистов и партнеров для разработки документа, без которого невозможно системно подойти к развитию города.
Для Владикавказа характерна частная застройка в центре города. Это его облик. Там живет много собственников, то есть это и не многоквартирные дома, но и не совсем ИЖС. Если в центре будут только одни многоэтажные дома, то это уже будет не Владикавказ. Кроме того, город не будет смотреться без трамваев. Это еще одна его индивидуальность. Все это в мастер-плане будет учтено.
— Будет ли заложен в мастер-план туристический потенциал Владикавказа?
— В этой части у города большой потенциал. В стадии разработки находятся туристические маршруты. У нас классные природные места, ущелья, заповедники, много исторических памятников и культурных объектов. В частности, был восстановлен «Дом Вахтангова». Также у нас замечательная осетинская кухня, а значит, есть и гастрономический туризм.
Направлений много, надо просто все систематизировать и сделать привлекательным. Для этого мы строим инфраструктуру. К примеру, это первая очередь международного аэропорта. Пассажиропоток воздушной гавани увеличился в 1,5 раза. К концу года он составит 800 тыс. человек. В целом новый терминал позволяет увеличить пассажиропоток до 1,5 млн человек. Мы договорились с инвестором о том, что, когда перейдем черту в 1 млн человек, приступим к строительству второй очереди.
Также в ближайшее время планируем разобраться с маршрутной сетью. Уже закуплены новые автобусы. После новогодних праздников намерены запустить межрегиональные и межрайонные перевозки. Сначала возьмем самое загруженное направление — это Владикавказ — Алагир. Запустим перевозки по графику, а не по заполняемости — как сейчас возят частники.
Кроме того, мы закупили новые трамваи. В общей сложности — 28 единиц. В настоящее время пришло три трамвая. Парк обновится на 100%. Также планируется частично восстановить старый подвижной состав.
— Вы упомянули аэропорт. Какие международные рейсы доступны пассажирам на данный момент?
— В 2021 году мы начали запускать международные рейсы. К примеру, из Владикавказа в Баку, Ереван, Стамбул, ОАЭ. По некоторым международным направлениям идет отказ, из-за того что наш аэропорт не круглосуточный. Кроме того, играет роль пропускная способность аэровокзала. На сегодняшний момент он составляет 400 человек в час.
Поэтому, когда мы с участием президента страны открывали новый терминал, я сообщил о том, что нам нужен современный международный пункт пропуска, а также о необходимости перевести аэропорт на круглосуточный режим работы.
— В какие сроки планируется это сделать и какая сумма необходима?
— Перевод на круглосуточный режим — это дополнительные смены аэронавигации и диспетчерской службы. То есть нужно будет небольшое дополнительное финансирование, потому что это расширение штата. В большей степени это организационная работа, расходы небольшие. Тем более какую-то часть из этого берет на себя аэропорт.
Что касается международного терминала, то цена вопроса составляет порядка 500 млн рублей. Если после новогодних праздников мы решим вопрос с подтверждением бюджетных средств, то сразу начнем проектирование. Планируем также запустить рейсовые автобусы от аэропорта до Владикавказа и Беслана и в обратном направлении.
— Один из крупных туристических инвестпроектов Северной Осетии — это «Мамисон». На какой стадии сейчас находится реализация этого проекта? Все ли работы идут по графику?
— Сроки остались теми же. «Кавказ.РФ» должен был подписать контракт на поставку канатных дорог на курорт. Внутри сроки двигались, но крайний срок строительства первой очереди так и остался — 2024 год.
Генподрядчик определен, уже вышел на площадку и независимо от контракта строит фундамент под опоры. Якорный резидент объявлен, все необходимые документы он оформил. Проектирование мест размещения первой очереди идет. Проект планировки территории находится на утверждении в правительстве республики. Есть проблема с выкупом участков под территорию курорта, но это касается второго и третьего этапов. Уверен, что эти вопросы будут решены.
Также рассматриваем экономическую модель курорта второго и третьего этапов. Там заявлен инвестор (ООО «Гранит») и есть еще ряд потенциальных претендентов. На сегодняшний день я не вижу особых рисков того, что график строительства будет сорван.
Второй подобной достопримечательностью в республике будет «Алания парк». Там уже подготовлена территория под горнолыжную трассу, строится фундамент под канатную дорогу, оборудование для нее находится в республике. Под колесо обозрения тоже готовят фундамент, само оборудование для аттракциона у нас, ждет своего часа. В следующем году будет построен бассейн на 25 тыс. куб. метров воды для системы снегоподдержки, которая уже установлена. Также там появится небольшой аквапарк.
Что касается создания туристско-рекреационного комплекса «Кахтисар» в республике, это будет еще одна рекреационная зона. Уникальность комплекса будет заключаться еще и в том, что здесь предполагается построить отель четыре звезды в скале. На данный момент идет его проектирование. Номерной фонд составит 150 мест.
— Вы называете очень много инфраструктурных проектов, проектов по строительству мест размещения, точек притяжения. Как это в целом повлияет на турпоток? Какого роста вы ждете?
— Если мы говорим о том, что хотим построить вторую очередь аэропорта с пропускной способностью 1,5 млн человек после ее ввода, значит, мы ожидаем роста турпотока до 3 млн человек. Конечно, это планы, но работаем над тем, чтобы сделать республику максимально привлекательной для туристов.
— Северная Осетия — это не только туризм, курорты и красивые места, это еще и АПК, и развитая промышленность. Какие проекты в других сферах вы можете назвать?
— В регионе находятся более 30 предприятий, которые работают в сфере промышленности, в том числе ОПК. На сегодняшний день они дают порядка 6–10% ВРП. На базе одной из таких площадок планируем сделать центр производства радиоэлектроники.
Кроме того, в стадии окончания строительства находится завод по производству новых технологий строительства, расположенный на базе бывшего предприятия ЖБК. На текущий момент он выпускает модули для строительства ФАПов.
В республике построен завод по камнеобработке. Рядом уже есть предприятие по производству пенобетона. Также прошел экспертизу проект по производству искусственного сланца. Далее в планах у инвестора находится проект по созданию завода по деревообработке и производству мебели. Также в республике есть медный завод (ОАО «Кристалл»), он сегодня запущен и находится в стадии модернизации.
Необходимо отметить тот факт, что в этом году в республике выросли индексы промышленного производства и производства сельского хозяйства по отношению к прошлому году.
— А что вы можете сказать об инвестициях в экономику региона?
— Объем инвестиций увеличился по отношению к прошлому году. Да, уменьшился объем внешних вложений, но общие показатели выросли. И по окончании года мы ожидаем рост на 94%. В абсолютных показателях — за восемь месяцев объем инвестиций составил более 17 млрд рублей, по итогам года ждем 24 млрд рублей.
В Северной Осетии хорошо развит АПК, растет объем инвестиций в него, а также объем выпускаемой продукции, увеличился объем экспорта. В АПК, кроме «прорывных», еще есть до 30 проектов, которые реализуются. Например, в следующем году инвестор планирует начать строительство завода по глубокой переработке кукурузы.
— Какие прогнозы вы можете сделать на 2023 год?
— Понимаем, что 2023 год тоже будет непростой. Продолжит расти влияние санкций. Что касается бюджета, то на следующий год дефицит запланирован на уровне порядка 200 млн рублей. Доходная и расходная части бюджета друг друга компенсируют.
Также в следующем году мы закрываем все социальные обязательства и софинансирование национальных проектов.
— Если говорить о доходной статье бюджета, за счет чего республика планирует расти?
— Есть такое понятие, как план повышения собственных доходов. Первое, что в этом плане есть, — это оптимизация своих расходов. Второе — это аудит налогооблагаемой базы (это земельные участки, инфраструктура, собственность, налоги и т.д.). Кроме того, есть пересмотр самих договоров и соглашений на аренду и т.п. Далее — использование собственности или арендованных площадей. Например, сельхозугодия — если они не используются по прямому предназначению, то мы повышаем налог. Также пересчет самой налоговой ставки. К примеру, человек взял землю в аренду, сам ее не обрабатывает и передал в субаренду. Разница в том, что за аренду он платит меньше, за субаренду — больше. И на эту разницу живет, получается. Мы же говорим о том, что землю надо отдавать тому, кто непосредственно на ней работает. Это пересмотр арендных отношений.
Ну и так далее. Повышение пассажирооборота — это доход. Увеличение индекса промпроизводства — доход. Повышение производительности сельхозпродукции и ее продажи — доход. Реализация любого инвестпроекта: до момента его реализации — это минус, а с момента, когда он реализован и вышел на полную мощность, — это плюс. В принципе, на этом и планируем. И, как мне кажется, показатели неплохие.