Мнение: в Краснодаре не хватает качественных офисных площадей
В центральной части города Краснодара наблюдается дефицит качественных офисных площадей с высоким уровнем обслуживания. Такое мнение выразила Светлана Абарина — генеральный директор компании «Доминион Юг» в ходе круглого стола РБК Юг и Северный Кавказ на тему «От рекордов — к новым стратегиям: как строительный рынок Кубани будет развиваться в реалиях 2024 года».
«Заявки лично у меня были на более 20 тыс. кв. м офисных площадей. Совершенно недооцененный сегмент, на мой взгляд. Вакантность в центральной части Краснодара низкая, в основном компании располагаются в старом фонде. Бизнесмены ищут свободные площади для аренды, и, как правило, большей площади чем та, в которой расположен их бизнес в настоящий момент, а подходящих предложений нет. Именно качественных: энергоэффективных, высокотехнологичных бизнес-центров с хорошей инженерией. Поэтому спрос в дальнейшем будет», — прокомментировала она.
Сокращение объема предложения для покупки и аренды офисов Светлана Абарина объяснила действующими градостроительными нормами города. По ее словам, практика консервации исторического наследия может привести к утрате большей части существующих памятников, и в такой ситуации крайне важно найти баланс между охраной зданий и частными инвестициями в развитие города.
«Инвесторы не вкладывают денежные средства в проекты при существующих ограничениях, центральная часть города продолжает ветшать, а потенциальный спрос на качественную недвижимость остается неудовлетворенным. Возведение новых объектов в центральных районах города осложняется взаимодействием девелопера с местной администрацией и органами охраны культурного наследия», — считает генеральный директор компании.
В целом, говоря о рынке коммерческой недвижимости, Светлана Абарина выделила уход иностранных брендов основным фактором, влияющим на спрос торговых площадей.
«Спрос сместился в сторону локальных и региональных компаний. Основные тренды на рынке коммерческой недвижимости Краснодара задают перепрофилирующиеся под смежные форматы торговые комплексы и загруженные на 100% складские помещения. Если рассматривать торгово-развлекательные и многофункциональные комплексы, то здесь прослеживается тренд на мультиплатформенное размещение — аренда площадки не одним, а сразу несколькими российскими брендами», — комментирует она.
Она также отметила, что на Кубани самыми востребованными сферами бизнеса для покупки стали пункты выдачи заказов, онлайн-магазины, а спрос на складские помещения остается стабильно высоким и даже растущим — вакантность свободных помещений — менее 6%. Драйверами развития этого сегмента являются активный прирост населения в Краснодарской агломерации и интенсивное развитие электронной и офлайн-торговли.
«Свободные площади заполняют отечественные производители. Наметился тренд на реновацию старых зданий бизнес-центров и формирование в них новых концепций функционирования. Данный тренд соответствует реалиям сегодняшнего дня», — заключила спикер.