Гутенев: точкой роста сельхозмашиностроения РФ станут беспилотные системы
Сельхозмашиностроение в России, в том числе на юге страны, где сосредоточены крупнейшие предприятия отрасли, обладает серьезным потенциалом роста в новых экономических условиях. Основные перспективы отрасли связаны с производством новых видов сельхозтехники, а также разработкой и внедрением беспилотных систем. Такое мнение высказал РБК Ростов председатель комитета Госдумы по промышленности и торговле, первый вице-президент Союза машиностроителей России Владимир Гутенев.
«Для российского сельхозмашиностроения приоритетным становится производство зерноуборочных и кормоуборочных комбайнов, тракторов, а также навесной и прицепной техники. Отмечу, что в России наиболее слабое место — это производство высокомощностных тракторов, которые мы пока не выпускаем. Их приходится завозить из Китая и Аргентины. Уверен, что наши производители справятся и с этой проблемой. Среди перспективных инноваций стоит отметить намерения по активизации использования беспилотных систем в сельскохозяйственной отрасли. Минсельхоз заказал на 2024-2026 гг. 299 беспилотников общей стоимостью в 526 млн рублей», -сказал Гутенев.
По его словам, санкции и уход с рынка ряда зарубежных компаний создали отечественным сельхозмашиностроителям заметные трудности, открыв при этом новое окно возможностей.
«Что касается производителей Юга России, то достаточно назвать «Ростсельмаш», который входит в Союз машиностроителей России и является одним из крупнейших производителей сельскохозяйственной техники. Его продукция постоянно совершенствуется, качество повышается. Оборудование перед тем, как отправиться к клиенту, проходит проверку в несколько этапов. Поэтому клиентская база компании постоянно растет. Ключевыми проектами прошлого года для «Ростсельмаша» стали создание завода трансмиссий, тракторного завода и завода сельхозтехники в Таганроге. На базе «Воронежсельмаша» началось строительство предприятия по производству прицепов для тракторов. Можно привести еще ряд таких примеров.
В целом отрасль обладает значительным потенциалом роста. Развитие нынешних тенденций по локализации производства и работа по созданию и выпуску новых видов машин и оборудования, которые в России ранее не производились, дают все основания считать, что отечественные производители смогут полностью обеспечивать АПК необходимой техникой», — отметил Гутенев.
При этом определенным вызовом для российских сельхозмашиностроителей стало увеличение на рынке доли производителей из Китая, Индии, Турции и других стран. В результате фактически свободного допуска зарубежной продукции на российском рынке сложилась ситуация, когда предложение значительно превышало спрос, при этом доля отечественной техники упала с 60% в 2022 году до 53% в 2023 году. Выходом, по мнению Владимира Гутенева, может стать повышение утилизационного сбора на эту продукцию.
«Этот сбор в условиях роста зарубежных поставщиков и попыток заполнить страну негарантийной или бывшей в употреблении техникой должен защитить наш внутренний рынок. Причем это относится не только к сельскохозяйственным машинам, но и к автомобилям и дорожно-строительной технике. Считаю в настоящее время повышение утильсбора необходимой мерой. При этом данный заградительный барьер необходимо вводить на продукцию, где есть полноценные отечественные аналоги. Вместе с тем, в России до сих пор не производят свеклоуборочные, селекционные машины, малые трактора с узкой колеей для садоводства и некоторую другую технику. Направления, где мы еще не можем предоставить аграриям российскую продукцию, нужно стимулировать к локализации и развитию производств господдержкой», — заключил Гутенев.