Мнение: Санкции не повлияли на экспорт продукции южных предприятий ЛПК
Южные предприятия лесопромышленного комплекса (ЛПК) не сильно затронули введенные ранее санкции, поскольку в этих регионах данная отрасль промышленности не сильно развита. Такое мнение озвучил руководитель исследования «Ожидания компаний ЛПК в 2023 году» консалтинговой компании Strategy Partners Павел Билибин.
«Традиционно концентрация предприятий ЛПК — это северо-запад, Сибирь и Дальний Восток, а в ЮФО и СКФО их не так много. Основные мощности лесной отрасли размещают там, где у нас растет хвойное сырье — основная экспортная база для ЛПК, а это северные бореальные леса — тайга. В южных регионах произрастают ценные широколиственные породы, и традиционно их перерабатывают в основном предприятия более глубокого передела и некрупные — мебельные предприятия, картонно-бумажные», — сказал Билибин на онлайн-встрече с журналистами.
По его словам, проблемы, с которыми столкнулись компании северо-запада, Дальнего Востока, Сибири, а также ЮФО, касаются в первую очередь рынка и логистики. При этом эти проблемы затронули южные регионы в меньшей степени, поскольку они были ориентированы на внутреннее потребление и экспортировали продукцию как раз в те страны, с которыми сохранились экспортные потоки, например в Турцию и на Ближний Восток.
Кроме того, практически не пострадали предприятия ЛПК с Дальнего Востока, потому что у них остались рынки (Южная Корея, Китай, Япония) и преимущества в части логистики.
«Европа занимала большую долю в структуре продаж деревообрабатывающих предприятий северо-запада. Структура продаж выглядела достаточно просто, никаких систем сбыта они не строили сами, поскольку все продукция со складов поступала в Европу через трейдеров. Перемещение «европейских» объемов на рынки дружественных стран вызвало у них вначале огромные дополнительные затраты на логистику, значительно увеличилось «плечо» доставки, ну и пропускная способность по местам переходов резко ухудшилась», — отметил Билибин.
Исследование «Ожидания компаний ЛПК в 2023 году» консалтинговой компании Strategy Partners было подготовлено на основе опроса 52 компаний, представляющих все основные регионы России и подотрасли ЛПК. В опросе участвовали как средние компании, с выручкой от 0,5 млрд до 5 млрд руб., так и крупные — около 10 млрд руб., а также игроки федерального уровня с продажами более 100 млрд руб. в год.
Согласно исследованию, через 15 месяцев после начала СВО корректировку стратегии развития провели 50% опрошенных компаний лесопромышленного комплекса (ЛПК). Примерно четверть компаний пересматривать стратегию не собираются.
«Такой баланс ответов позволяет предположить, что достаточно много компаний полагают, что смена стратегии не является критически важным механизмом выживания бизнеса, и пытаются спасти бизнес за счет тактических решений, — говорится в исследовании. — Данный подход видится фундаментально ошибочным, так как отрасль имеет дело не с циклическим ухудшением конъюнктуры, а с изменением фундаментальных условий доступа на экспортные рынки».
По данным РБК, в апреле 2022 года Евросоюз, на который приходилось 75% поставок лесной продукции из России в «недружественные» страны, ввел запрет на импорт основной части таких товаров. Под него попали все основные категории товаров, отгружаемых за рубеж: древесина и изделия из нее, древесный уголь, древесная масса, крафт-бумага и некоторые виды крафт-картона, а также мебель и ее части. В итоге, по оценкам структуры Рослесхоза «Рослесинфорг», под санкции попал экспорт на $6 млрд, исходя из данных 2021 года. Основу зарубежных поставок составляли пиломатериалы ($1,4 млрд) и фанера ($0,8 млрд).
Кроме того, в июле 2022 года заработали новые санкции ЕC, которые ввели запрет на поставки пеллет (топливных гранул), бумаги и другой оставшейся лесопромышленной продукции из России.