Лента новостей
Все новости Ростов-на-Дону
Как четвертая промышленная революция повлияет на транспорт в России 21:37, РБК и ГТЛК Месси в пятый раз в карьере получил «Золотую бутсу» 21:26, Спорт Эксперты зафиксировали нежелание крупных компаний стать прозрачнее 21:22, Экономика Всемирный банк дал Украине финансовые гарантии на $750 млн 21:21, Экономика WSJ узнала о плане Маска привлечь $500 млн на спутниковый интернет 21:17, Бизнес «Когда все хорошо, это опасно»: Алексей Зуев — в проекте «Герои РБК» 21:03, Свое дело  Козак пообещал проверить жалобы транспортных компаний на топливные цены 20:48, Экономика Верховная рада ввела наказание за травлю в детских садах и школах 20:39, Общество Битва дизайнеров: как совместить в одном интерьере прошлое и настоящее 20:27, РБК и Экспострой на Нахимовском Совет директоров «Спартака» совершил перестановки в руководстве клуба 20:25, Спорт Посольство назвало вероятную причину аварии «Кузьмы Минина» близ Британии 20:13, Общество Движение правозащитника Пономарева заявило о внеплановой проверке Минюста 20:13, Общество Смартфон Huawei P20 Pro: как сделать хит, опередивший время 20:03, РБК и Huawei Захарова предложила называть украинцев «сестрами» из-за проверки СБУ 19:49, Политика Цена нефти марки Brent впервые за год упала ниже $57 19:41, Экономика Правительство Украины предложило ввести новые санкции против россиян 19:39, Политика Энди Уорхол и поп-арт: как найти вдохновение на дне консервной банки 19:37, Совместный проект Трамп подписал указ о создании космического командования США 19:35, Политика Порошенко назвал причину возможной мобилизации на Украине 19:23, Политика ФАС назначила новые штрафы «большой тройке» за внутресетовой роуминг 19:11, Технологии и медиа Как сделать ЗОЖ-блюдо вкусным 19:05, РБК и Barilla Конституционный комитет Сирии начнет работу в следующем году 19:05, Политика Власти Франции предложили выплатить премии полицейским на фоне протестов 19:00, Общество В Томске загорелся строительный торговый центр 18:52, Общество Мосгорсуд получил письмо с угрозами убийством из-за Кокорина и Мамаева 18:51, Общество На базе Кольской флотилии создали Арктическую экспедиционную группировку 18:48, Политика Иран ответил на сообщения об уходе «Роснефти» 18:47, Бизнес Путин подписал закон о запрете уличных табло с курсами валют 18:40, Финансы
Импортозамещение: 66% компаний Ростовской области зависимы от импорта
Ростов-на-Дону, 05 мая 2015, 19:23
0
Импортозамещение: 66% компаний Ростовской области зависимы от импорта
«Региональная Корпорация Развития» проанализировала импортозависимость Ростовской области в различных отраслях экономики. Выяснилось, что 66% компаний региона используют в своем производстве импортные компоненты.
Фото: gov.spb.ru

По мнению самих бизнесменов, для того, чтобы наладить эффективную работу по импортозамещению, предприятиям потребуется господдержка в виде субсидий и грантов. Однако даже при создании необходимых условий, на снижение импортозависимости уйдут годы.

Самые импортозависимые отрасли Ростовской области

По данным исследования ОАО «Региональная Корпорация Развития», среди компаний, использующих в своем производстве импортные компоненты, наибольшая доля импортозависимых наблюдается в производстве кожаных изделий и обуви (100%), электронного и оптического оборудования (82%), в химическом производстве (80%), а также среди научных организаций (80%).

Как рассказал первый заместитель руководителя ОАО Константин Кушнарев, согласно опросам предприятий региона, зависимыми от импортных компонентов оказались 66% компаний РО, при этом если для 40% из них доля импортных компонентов является незначительной (15%), то для 8% компаний она оказалась критической (свыше 75%).

«Еще 20% предприятий закупают для своего производства около половины импортных компонентов. Важно отметить, что среди тех компаний, которые используют в своем производстве значительную долю импортных составляющих, большинство относятся к обрабатывающим производствам и научным организациям, а также к сельхозпроизводству. При этом в последние годы наиболее быстрыми темпами доля закупки импорта росла в химическом производстве - в 3,5 раза (с 7 до 26%), что говорит о том, что мы свою базу в химии потеряли. В научных организациях доля закупки импортных комплектующих выросла в 2 раза (с 22 до 43%), чуть меньше в производстве одежды (с 47 до 61%)», - отметил Кушнарев.

Интересно, что основное направление закупаемого импорта приходится на сырье (45,7%), далее следуют комплектующие (39,4%) и технологическое оборудование (13%), таким образом, если замена импортного сырья будет осуществляться в основном за счет соседних регионов, то импортозамещение оборудования и комплектующих может быть осуществимо собственными силами РО. В частности, более половины опрошенных (53%) считают, что в нашей стране возможно производство отдельных видов импортной продукции

Импортозамещение должно быть конкурентоспособным

«На сегодняшний день 97 руководителей предприятий заявили о потенциальных возможностях начала производства замещающих видов продукции на своих предприятиях. Наибольшая доля из них сосредоточена в химическом производстве (75%) и металлургии (63%), а также в строительстве (40%) и научных организациях (50%). При этом стоит отметить, что не все главы компаний смогли обозначить номенклатурные позиции в части импортозамещения, что именно они готовы выпускать и в какие сроки, ответили 42 руководителя», - рассказал Константин Кушнарев.

В целом согласно ответам бизнесменов, предприятия готовые наладить выпуск импортозамещающей продукции, сегодня нуждаются в модернизации мощностей (33%), в финансовых ресурсах (26%) и в приобретении самих технологий (24%).

По словам генерального директора "Экотенк-Дон" Игоря Ткаченко, при изучении этого вопроса, не следует забывать, что импортозамещающая продукция должна быть также конкурентоспособна на рынке, как и любая другая. «Отсутствие в России производства какой-либо необходимой продукции для промышленного производства еще не гарантирует ее востребованности на рынке. Следует учитывать, что отечественная продукция может оказаться менее конкурентоспособной по цене из-за высоких вложений в ее производство. В итоге вам никто не гарантирует, что при запуске в эксплуатацию нового производства, комплектующие будут покупать у вас, а не в Турции, или Китае», - считает Игорь Ткаченко.

Кроме того, по мнению эксперта, на импортозамещение отдельных видов продукции могут уйти годы в связи с отсутствием тех, или иных технологий производства, тогда как за время их разработки конъюнктура рынка может измениться, снизить риски предприятия в данном случае могут госгарантии и поддержка. «В некоторых случаях, выгодным становится приобретение за рубежом самих технологий, а затем их удешевление при организации производства в России», - добавил Ткаченко.

В целом, большинство опрошенных «Региональной Корпорацией Развития» бизнесменов сходятся в том, что для запуска импортозамещающего производства необходима господдержка, так считают 91,6%, при этом 49% отмечают, что она должна быть в виде субсидий и грантов, 20% респондентов хотели бы иметь поддержку в виде госгарантий, еще 20% в виде включения в госпрограммы РО.

Кластеры в помощь

По данным минпрома Ростовской области, основная работа по импортозамещению в промышленности региона осуществляется в соответствии с документами, утвержденными правительством РФ. При этом, по большинству «проблемных» позиций работа уже ведется. Как рассказал министр промышленности и энергетики региона Михаил Тихонов, значительная доля проектов, направленных на импортозамещение сосредоточена в формирующихся на территории области промышленных кластерах.

«Это вертолетостроительный кластер, предусматривающий создание среднего скоростного вертолета и современного композитного производства для всей вертолетостроительной отрасли страны. В области успешно идет формирование кластеров машиностроительных технологий в Азове и кластера легкой промышленности – по производству высокотехнологичных тканей из синтетических волокон. Минпромэнерго области начата подготовка предложений по созданию в области кластера сельхозмашиностроения», - сообщил Михаил Тихонов.

По данным Южного федерального университета, на сегодняшний день в научной сфере также активно реализуется политика импортозамещения. В частности, ЮФУ является инициатором инновационно-технологического кластера «Южное созвездие», направленного на развитие механизмов коммерциализации технологий, стимулирование сотрудничества между исследовательскими коллективами и предприятиями посредством развития механизмов частно-государственного партнерства в инновационной сфере. Университет намерен развивать кластерные инициативы в авиакосмической, морской, атомной, медицинской и других наукоемких отраслях.

«Развитие кластера позволяет обеспечить оптимизацию положения отечественных предприятий в производственных цепочках создания стоимости, содействуя повышению степени переработки добываемого сырья, импортозамещению и росту локализации сборочных производств, а также повышению уровня неценовой конкурентоспособности отечественных товаров и услуг, интенсификации частно-государственного партнерства», - пояснили в "Центре общественных коммуникаций" ЮФУ.

По словам Михаила Тихонова, значительно расширить возможности оказания господдержки предприятиям, реализующим проекты по импортозамещению, позволит закон о промышленной политике в РФ, принятый 31 декабря 2014г. Закон определил новые инструменты поддержки и стимулирования промышленного развития, в том числе Фонд поддержки промышленности.

Как рассказала агентству доктор экономических наук, профессор кафедры экономической теории экономического факультета ЮФУ Ольга Белокрылова, на уровне правительства Ростовской области стратегия импортозамещения также институционализирована в Плане мероприятий по содействию импортозамещению в промышленности (1 октября 2014г.) и Плане мероприятий по снижению зависимости российского топливно-энергетического комплекса от импорта оборудования, технических устройств, комплектующих, а также услуг (работ) иностранных компаний, используемого иностранного программного обеспечения и развитию нефтегазового комплекса.

"В соответствии с этими документами, в среднем по отраслям обрабатывающей промышленности долю импорта в потреблении к 2020 году планируется сократить с 51% до 39%. Решение задачи импортозамещения в гражданских отраслях базируется преимущественно на регулятивных мерах, хотя очевидно, что простаивающих мощностей, как это было в 1998г. уже практически нет, что обусловливает необходимость государственной поддержки финансирования нового строительства для производства импортозамещающей продукции, для которого, по оценкам, требуется не менее 100 млрд. долл. в ближайшие 2-3 года", - отметила Белокрылова.