Лента новостей
Все новости Ростов-на-Дону
В ГИБДД назвали самую частую причину гибели на российских дорогах Общество, 03:19 СМИ узнали об аресте в деле о постройке завода по производству С-400 Общество, 03:15 МИД Британии предупредил Иран о последствиях из-за задержанного танкера Политика, 02:38 В Петербурге грузовик с металлоломом столкнулся с автобусом Общество, 02:17 Второй человек на Луне заявил Трампу о разочаровании в потенциале США Технологии и медиа, 01:45 S&P оставил российский рейтинг без изменений Экономика, 01:23 Путин заявил о росте числа бюджетных мест в вузах Общество, 01:09 Саакашвили заявил о снятии своей партии с выборов в Раду Политика, 00:54 После задержания танкера Ираном цена нефти Brent поднималась на 2% Экономика, 00:46 Оливер Стоун попросил Путина стать крестным отцом его 22-летней дочери Политика, 00:27 В ДНР заявили о подрыве на мине грузовика с бойцами батальона «Айдар» Общество, 00:07 В Иране опровергли задержание танкера под либерийским флагом Общество, 19 июл, 23:58 Путин оценил ситуацию на Украине после президентских выборов Политика, 19 июл, 23:52 Что нужно, чтобы поездка в Будапешт не ударила по бюджету РБК и ОТП Банк, 19 июл, 23:34
Ростов-на-Дону ,  
0 
Импортозамещение: 66% компаний Ростовской области зависимы от импорта
«Региональная Корпорация Развития» проанализировала импортозависимость Ростовской области в различных отраслях экономики. Выяснилось, что 66% компаний региона используют в своем производстве импортные компоненты.
Фото: gov.spb.ru

По мнению самих бизнесменов, для того, чтобы наладить эффективную работу по импортозамещению, предприятиям потребуется господдержка в виде субсидий и грантов. Однако даже при создании необходимых условий, на снижение импортозависимости уйдут годы.

Самые импортозависимые отрасли Ростовской области

По данным исследования ОАО «Региональная Корпорация Развития», среди компаний, использующих в своем производстве импортные компоненты, наибольшая доля импортозависимых наблюдается в производстве кожаных изделий и обуви (100%), электронного и оптического оборудования (82%), в химическом производстве (80%), а также среди научных организаций (80%).

Как рассказал первый заместитель руководителя ОАО Константин Кушнарев, согласно опросам предприятий региона, зависимыми от импортных компонентов оказались 66% компаний РО, при этом если для 40% из них доля импортных компонентов является незначительной (15%), то для 8% компаний она оказалась критической (свыше 75%).

«Еще 20% предприятий закупают для своего производства около половины импортных компонентов. Важно отметить, что среди тех компаний, которые используют в своем производстве значительную долю импортных составляющих, большинство относятся к обрабатывающим производствам и научным организациям, а также к сельхозпроизводству. При этом в последние годы наиболее быстрыми темпами доля закупки импорта росла в химическом производстве - в 3,5 раза (с 7 до 26%), что говорит о том, что мы свою базу в химии потеряли. В научных организациях доля закупки импортных комплектующих выросла в 2 раза (с 22 до 43%), чуть меньше в производстве одежды (с 47 до 61%)», - отметил Кушнарев.

Интересно, что основное направление закупаемого импорта приходится на сырье (45,7%), далее следуют комплектующие (39,4%) и технологическое оборудование (13%), таким образом, если замена импортного сырья будет осуществляться в основном за счет соседних регионов, то импортозамещение оборудования и комплектующих может быть осуществимо собственными силами РО. В частности, более половины опрошенных (53%) считают, что в нашей стране возможно производство отдельных видов импортной продукции

Импортозамещение должно быть конкурентоспособным

«На сегодняшний день 97 руководителей предприятий заявили о потенциальных возможностях начала производства замещающих видов продукции на своих предприятиях. Наибольшая доля из них сосредоточена в химическом производстве (75%) и металлургии (63%), а также в строительстве (40%) и научных организациях (50%). При этом стоит отметить, что не все главы компаний смогли обозначить номенклатурные позиции в части импортозамещения, что именно они готовы выпускать и в какие сроки, ответили 42 руководителя», - рассказал Константин Кушнарев.

В целом согласно ответам бизнесменов, предприятия готовые наладить выпуск импортозамещающей продукции, сегодня нуждаются в модернизации мощностей (33%), в финансовых ресурсах (26%) и в приобретении самих технологий (24%).

По словам генерального директора "Экотенк-Дон" Игоря Ткаченко, при изучении этого вопроса, не следует забывать, что импортозамещающая продукция должна быть также конкурентоспособна на рынке, как и любая другая. «Отсутствие в России производства какой-либо необходимой продукции для промышленного производства еще не гарантирует ее востребованности на рынке. Следует учитывать, что отечественная продукция может оказаться менее конкурентоспособной по цене из-за высоких вложений в ее производство. В итоге вам никто не гарантирует, что при запуске в эксплуатацию нового производства, комплектующие будут покупать у вас, а не в Турции, или Китае», - считает Игорь Ткаченко.

Кроме того, по мнению эксперта, на импортозамещение отдельных видов продукции могут уйти годы в связи с отсутствием тех, или иных технологий производства, тогда как за время их разработки конъюнктура рынка может измениться, снизить риски предприятия в данном случае могут госгарантии и поддержка. «В некоторых случаях, выгодным становится приобретение за рубежом самих технологий, а затем их удешевление при организации производства в России», - добавил Ткаченко.

В целом, большинство опрошенных «Региональной Корпорацией Развития» бизнесменов сходятся в том, что для запуска импортозамещающего производства необходима господдержка, так считают 91,6%, при этом 49% отмечают, что она должна быть в виде субсидий и грантов, 20% респондентов хотели бы иметь поддержку в виде госгарантий, еще 20% в виде включения в госпрограммы РО.

Кластеры в помощь

По данным минпрома Ростовской области, основная работа по импортозамещению в промышленности региона осуществляется в соответствии с документами, утвержденными правительством РФ. При этом, по большинству «проблемных» позиций работа уже ведется. Как рассказал министр промышленности и энергетики региона Михаил Тихонов, значительная доля проектов, направленных на импортозамещение сосредоточена в формирующихся на территории области промышленных кластерах.

«Это вертолетостроительный кластер, предусматривающий создание среднего скоростного вертолета и современного композитного производства для всей вертолетостроительной отрасли страны. В области успешно идет формирование кластеров машиностроительных технологий в Азове и кластера легкой промышленности – по производству высокотехнологичных тканей из синтетических волокон. Минпромэнерго области начата подготовка предложений по созданию в области кластера сельхозмашиностроения», - сообщил Михаил Тихонов.

По данным Южного федерального университета, на сегодняшний день в научной сфере также активно реализуется политика импортозамещения. В частности, ЮФУ является инициатором инновационно-технологического кластера «Южное созвездие», направленного на развитие механизмов коммерциализации технологий, стимулирование сотрудничества между исследовательскими коллективами и предприятиями посредством развития механизмов частно-государственного партнерства в инновационной сфере. Университет намерен развивать кластерные инициативы в авиакосмической, морской, атомной, медицинской и других наукоемких отраслях.

«Развитие кластера позволяет обеспечить оптимизацию положения отечественных предприятий в производственных цепочках создания стоимости, содействуя повышению степени переработки добываемого сырья, импортозамещению и росту локализации сборочных производств, а также повышению уровня неценовой конкурентоспособности отечественных товаров и услуг, интенсификации частно-государственного партнерства», - пояснили в "Центре общественных коммуникаций" ЮФУ.

По словам Михаила Тихонова, значительно расширить возможности оказания господдержки предприятиям, реализующим проекты по импортозамещению, позволит закон о промышленной политике в РФ, принятый 31 декабря 2014г. Закон определил новые инструменты поддержки и стимулирования промышленного развития, в том числе Фонд поддержки промышленности.

Как рассказала агентству доктор экономических наук, профессор кафедры экономической теории экономического факультета ЮФУ Ольга Белокрылова, на уровне правительства Ростовской области стратегия импортозамещения также институционализирована в Плане мероприятий по содействию импортозамещению в промышленности (1 октября 2014г.) и Плане мероприятий по снижению зависимости российского топливно-энергетического комплекса от импорта оборудования, технических устройств, комплектующих, а также услуг (работ) иностранных компаний, используемого иностранного программного обеспечения и развитию нефтегазового комплекса.

"В соответствии с этими документами, в среднем по отраслям обрабатывающей промышленности долю импорта в потреблении к 2020 году планируется сократить с 51% до 39%. Решение задачи импортозамещения в гражданских отраслях базируется преимущественно на регулятивных мерах, хотя очевидно, что простаивающих мощностей, как это было в 1998г. уже практически нет, что обусловливает необходимость государственной поддержки финансирования нового строительства для производства импортозамещающей продукции, для которого, по оценкам, требуется не менее 100 млрд. долл. в ближайшие 2-3 года", - отметила Белокрылова.