Бургер на шаурму: как уход «Макдональдса» изменит ростовский общепит
8 марта руководство сети ресторанов быстрого питания «Макдоналдс» объявило о приостановке работы всех 850 ресторанов в России, 27 из них были открыты в Ростовской области.
В тот же день о приостановке инвестиций в России объявила компания Yum! Brands, владеющая брендами KFC, Pizza Hut. Было принято решение о закрытии 70 ресторанов KFC, всего на территории страны их насчитывается более 900.
Ростовские рестораторы рассказали РБК Ростов, как уход крупных игроков изменит структуру ресторанного бизнеса в донской столице и какие новые возможности откроются перед другими участниками рынка.
Сила в технологиях
Дальнейшие перспективы ростовского стрит-фуда практически не связаны с приостановкой деятельности «Макдоналдс», поскольку прямых конкурентов у этого заведения попросту нет, уверен ростовский ресторатор Максим Коган.
«Макдональдс — уникальный продукт, с точки зрения того, что заменить его нечем. Все остальное — это популистские вещи. Его не на что поменять как с точки зрения стоимости для потребителя, так и с точки зрения качества продуктов. Самый простой бургер там можно было взять за 60 рублей. За эти деньги сейчас невозможно поесть вообще нигде», — рассказал Коган.
Кроме того, уникальность сети заключалась в технологиях производства, которые едва ли смогут повторить ростовские кафе и рестораны, подчеркивает ресторатор. Эффективно извлекать прибыль «Макдоналдсу» также помогала его большая географическая распространенность на территории всей страны.
Основатель проекта «Царь Курник» Олег Кучков объясняет, что Макдональдс — это хорошо отлаженный технико-логистический механизм с пониманием маркетинга и своей аудитории. Повторить успешный опыт компании можно, считает он, причем даже в рамках региональной сети, а не только федеральной.
«Федеральная сеть имеет дополнительные затраты на логистику. Если у вас склад находится в Подмосковье, например, вы тратите определенные средства на транспортировку. А если наладить производство из местных продуктов, эту статью расходов можно сократить, что отразится и на конечной стоимости для потребителя», — объясняет Кучков.
Местные аналоги
Самое популярное блюдо ростовского стрит-фуда — шаурма, по мнению Когана, не сможет удовлетворить потребительский спрос из-за своей более высокой стоимости по сравнению с сетью ресторанов быстрого питания.
«Шаурма даже маленькая стоит 160-180 рублей — сейчас еще выше. Безусловно, какие-то люди перейдут в другие места, какие-то люди будут кушать дома, потому как 60 рублей и 200 рублей — это разная цена. Макдональдс — это как воронка, которая собирала хорошую сумму денег. Она не может кому-то перепасть на рынке, она просто рассыпется пылью по всем», — считает Коган.
Значительного влияния на выручку ростовских ресторанов ожидать не стоит, уверен эксперт. «В этой ситуации выгодополучателей просто не будет», — добавляет он.
С тем, что шаурма не займет освободившийся рынок в значительной степени, согласен и Кучков. По его мнению, для потребителя важен вопрос разнообразия продуктов питания.
«У нас люди сегодня едят бургер, завтра — пирожок, послезавтра — шаурму. Неинтересно каждый день питаться одним и тем же. Мне кажется, нужен какой-то новый продукт для рынка, еще не избитый. Мы сейчас активно продвигаем такое немного подзабытое русское блюдо как курник», — рассказывает Кучков.
По мнению ресторатора, уход «Макдоналдс» заставит ростовский общепит активно развиваться, расширяться и придумывать новые решения для того, чтобы занять освободившийся рынок.
Умерить аппетиты
В условиях нового кризиса падение выручки ждет всех оставшихся на рынке игроков, считает Коган. Это объясняется растущей инфляцией и сокращением покупательской способности населения.
«У нас и так был регион депрессивный в плане доходов населения, а сейчас это будет просто ужас. Закроется «Макдоналдс» и никто не сможет повторить его успех хотя бы потому, что ходить в кафе будет некому. Условно, их объем может распределиться по фудкортам — но и покупательская способность изменится, поэтому вряд ли это будет ощутимо», — подытоживает эксперт.
Олег Кучков считает, что снижение доходов населения ударит прежде всего по ресторанному бизнесу, а не по стрит-фуду.
«Люди не перестанут есть и болеть. Формат ресторанного бизнеса, где тебе подают стейк за 400 рублей, конечно, сильно пострадает, а вот стрит-фуд останется вполне актуальным. Мы сейчас все много работаем, свободного времени не хватает, и люди уже поняли, что продукты и готовая еда стоят примерно одинаково. Так зачем тогда тратить драгоценное время и силы на готовку?», — подчеркивает он.
Ростовские рестораторы уже фиксируют сокращение потока гостей на 30-40%. Труднее всего приходится заведениям при отелях и гостиницах, поскольку из-за закрытого неба на юге страны поток гостей практически остановился.
Как ранее сообщал РБК Ростов, рестораторы и отельеры Ростовской области обратились к правительству региона с просьбой о поддержке. Предприниматели предлагают снизить налоговую ставку до 1%, не начислять пени и штрафы за неуплату, предоставить возможность кредитных каникул, помочь с выплатой МРОТ работникам пострадавших отраслей и автоматически продлить лицензию на подакцизные товары.
Оперативные новости и важная информация — в Telegram-канале РБК Ростов