Участников рынка автострахования РО подозревают в картельном сговоре
Ростовское УФАС приняло решение переквалифицировать административные дела в отношении 14 автостраховщиков, работающих на рынке Ростовской области. Если раньше все они по отдельности подозревались в нарушении закона "О защите конкуренции" при оформлении полисов ОСАГО, то сейчас все дела объединены в одно — создание картельного сговора на рынке автострахования Ростовской области. Об этом ИА "РБК Ростов" рассказал руководитель УФАС по Ростовской области Вадим Корнеев.
По мнению экспертов, рынок автострахования в России и Ростовской области в частности превратился в "системную проблему". Антимонопольное ведомство раз за разом выигрывает суды у страховых компаний, тратя на это десятки месяцев, но добивается лишь несущественных штрафов, не идущих ни в какое сравнение с прибылью таких компаний. По мнению экспертов, региональные управления ФАС не в силах справиться с лидерами рынка автострахования, а потому решения по регулированию этой сферы должны приниматься на уровне федерации.
По данным начальника управления службы Банка России по финансовым рынкам в ЮФО Алексея Щербакова, с начала года в Ростовской области зарегистрировано 210 жалоб на незаконные действия автостраховщиков. При этом рост числа жалоб идет по нарастающей — только в мае их было зафиксировано 80 штук. "Что характерно, в Ростовской области вообще нет проблем с кризисом неплатежей по ОСАГО. За 2013г. страховых премий собрано 3 млрд 437 млн руб., произведено выплат на 1 млрд 841 млн. руб. За 1квартал 2014г. — 713 млн руб.премий и 464 млн руб. выплат. При этом основной объем собираемых премий приходится всего на 7 страховых компаний: "Росгосстрах", "Ингосстрах", "Уралсиб" и т. д. Эти компании вместе определяют 64% рынка ОСАГО Ростовской области. "Росгосстрах", как доминирующий субъект, - 25% рынка", - рассказал Щербаков.
Он добавил, что эти же компании лидируют по числу жалоб — 88% от всех обращений. Основных нарушений 3 — отсутствие бланков страховых полисов, навязывание дополнительных услуг страхования при оформлении ОСАГО и неправильный расчет тарифа при заключении договора автострахования.
"Пионером" в этом смысле был лидер рынка - "Росгосстрах". Именно с этой компанией региональные управления ФАС судятся чаще всего. В Ростовской области процессы начались с конца 2012г.
"Дурной пример заразителен, и за лидером пошли все другие страховщики. Сейчас жалобы идут практически на всех участников рынка. Только за 9 июня их был десяток. Сейчас в нашем управлении по признакам картельного сговора рассматривается дело в отношении 14 страховых компаний, оказывающих услуги автострахования в Ростовской области. Это связано с тем, что поведение этих компаний на рынке в плане нарушений, по сути, одинаково. Некоторые придумали даже такую навязываемую услугу, как страхование пассажира, сидящего на переднем сидении. Похожая ситуация наблюдается еще в 66 субъектах РФ", - рассказал Корнеев.
По его словам, конкретно у "Росгосстраха" УФАС по РО уже выиграло одно дело в судах 3 инстанций (штраф 562 тыс. руб.). Еще одно находится на рассмотрении в суде третьей инстанции (штраф 825 тыс. руб.). Кроме того, в управлении на рассмотрении находятся еще 3 дела в отношении лидера рынка автострахования. На этот раз речь идет о новом виде нарушения — навязывание дополнительной услуги при оформлении полиса ОСАГО в виде прохождения техосмотра у конкретных операторов, называемых в "Росгосстрахе". Причем компания выдвигает подобное требования даже в том случае, если у клиента уже есть действующая карта техосмотра.
Поведение страховых компаний при работе на рынке автострахования к сегодняшнему дню доросло до уровня системной проблемы, считает Алексей Щербаков. Основную причину этого он видит в слабой юридической грамотности населения. "Это уже системная проблема, не надо искать виноватых. Наше население плохо представляет конкретные механизмы защиты своих прав. Основная часть жалоб — устная. Без задокументированных обращений компанию трудно призвать к ответственности. Многие вообще не приходят с жалобой. Эта ситуация нуждается в масштабном тиражировании, а выходом из нее могло бы стать повышение юридической грамотности населения при работе с автостраховщиками", - рассказал Щербаков.
По словам источника, близкого к рынку автострахования Ростовской области, областное УФАС на данный момент не в состоянии существенно повлиять на поведение автостраховщиков. Суммы штрафов не идут ни в какое сравнение с получаемой нарушителями прибылью, поэтому после очередного проигранного суда компании просто продолжают игнорировать законодательство. Не приведет к каким-либо реальным последствиям и озвученное в апреле намерение антимонопольного ведомства поставить вопрос об отзыве у "Росгосстрах" лицензии на продажу полисов ОСАГО.
"Это игрок с доминирующим положением на рынке. Ну о каком реальном отзыве лицензии тут может идти речь? Тем не менее, насколько мне известно, на уровне ФАС России меры воздействия прорабатываются, этот вопрос так просто оставлен не будет. Речь может идти об увеличении штрафов, в том числе и оборотных, либо о привлечении к ответственности конкретных физических лиц в компаниях-нарушителях", - рассказал источник.
В "Росгосстрахе" с обвинениями антимонопольщиков не согласны. "Заявления представителей ростовского УФАС в отношении нашего филиала в Ростовской области удивляют, так как не соответствуют принятым процедурам и процессуальным нормам. В настоящее время мы оспариваем ранее принятые решения Ростовского УФАС в суде в соответствии с законодательством РФ. В этой ситуации подобные публичные заявления мы расцениваем как некорректное давление" - ранее комментировал ситуацию ИА "РБК Ростов" официальный представитель "Росгосстраха".