Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Все новости Ростов-на-Дону
Энди Маррей выиграл первый турнир после операции по замене сустава Спорт, 22:39 В НАТО не увидели смысла в моратории на установку ракет средней дальности Политика, 22:21 Times узнала о готовности дать Лондону отсрочку по Brexit до февраля Политика, 22:07 Слуцкий сравнил свою зарплату в «Витессе» и ЦСКА Спорт, 22:05 Число пострадавших из-за ДТП с трамваем в Петербурге выросло до 13 Общество, 21:50 6 советов: как избежать ошибок при создании собственного бизнеса РБК и HUAWEI, 21:48 Ле Пен предложила исключить Турцию из НАТО из-за операции на севере Сирии Общество, 21:38 «Динамо» сыграло вничью с «Краснодаром» в чемпионате России Спорт, 21:32 Росприроднадзор решил проверить все дамбы в России после ЧП в Сибири Общество, 21:29 Эрдоган обозначил США и Евросоюзу условия для возобновления боев в Сирии Политика, 21:16 Трое американских военных погибли на учениях в штате Джорджия Общество, 21:00 На корабль ВМС США начали устанавливать первый боевой лазер Общество, 20:48 Harley-Davidson с подписью папы римского продали на аукционе за £42 тыс. Общество, 20:44 «Манчестер Юнайтед» прервал 8-матчевую серию побед «Ливерпуля» в АПЛ Спорт, 20:41
Ростов-на-Дону ,  
0 
ТЦ Юга России показали перспективы для развития в кризис
Рынок торговой недвижимости Ростова и Краснодара оказался одним из наиболее привлекательных для экспансии fashion-ритейлеров в кризис. Однако по мнению экспертов, интерес к рынку - не повод говорить о появлении новых ТЦ
Фото: bsn.ru

Южная экономика поддержала торговлю

Несмотря на общее снижение реальных располагаемых доходов населения по стране, Юг России по-прежнему интересен отечественным и международным ритейлерам. Согласно опросу компании Colliers International, проведенному в третьем квартале 2015г. среди 50 ключевых fashion-ритейлеров, Ростов-на-Дону занял 5 место среди городов-миллионников, интересных для развития и экспансии. При этом соседний Краснодар оказался на первом месте среди городов с населением до 1 млн человек.

По мнению опрошенных ИА «РБК-ЮГ» игроков рынка и экспертов по торговой недвижимости, интерес к ТЦ Ростова и Краснодара со стороны ритейлеров объясним более стабильной экономической ситуацией на Юге РФ, чем в целом по стране. Как рассказал агентству председатель правления ОАО «Инпром Эстейт» (краснодарский ТК «Хозяин» и ТРЦ «Мармелад» в РО) Игорь Коновалов, свое влияние на ситуацию, в частности, оказало промпроизводство, которое показало гораздо большую стабильность и рост на юге по сравнению с многими субъектами РФ.

«Надо отметить, что доходы населения на юге не сильно просели. Да, есть рост просроченной кредиторской задолженности и небольшой рост безработицы, но с учетом того, что занятость в производственной сфере и МСП не столь драматична, а сельское хозяйство и пищевая промышленность получили определенный импульс, покупательская способность населения здесь осталась неплохой», - отметил Коновалов.

Эту точку зрения разделяет и генеральный директор консалтинговой компании Macon Realty Group Илья Володько. Эксперт отметил, что большим плюсом развития своих брендов для ритейлеров на юге являются высокая плотность населения и развитая экономика.

«Ростовская область и Краснодарский край в совокупности дают более 10 млн человек — это достаточно большой рынок. При этом нужно не забывать, что открытие магазина того или иного бренда в столицах этих регионов привлекает покупателей в том числе и из соседних городов. Кроме того, население здесь обладает достаточно высокой покупательской способностью», - считает Володько. На Кубани дополнительным фактором является развитый туризм, благодаря которому значительная доля отдыхающих реализуют здесь торговый потенциал в курортный сезон.

Время для новых ритейлеров

По словам Игоря Коновалова, эти факторы делают Юг привлекательным для ритейлеров, вместе с тем, кризис все равно отразился на состоянии ТЦ. Из-за повсеместных снижений продаж, на рынке увеличилась активность среди ритейлеров в проведении переговоров с торговыми центрами на предмет снижения арендных ставок. Основная цель ритейлеров сегодня — найти баланс между разумной арендной ставкой и хорошим торговым оборотом, что увеличивает интерес к успешным ТЦ. При этом большинство игроков рынка пошли друг другу навстречу, привязав арендную ставку к курсам валют, либо перейдя на процент от оборота.

«Вместе с тем, все понимают, что кризис - это не навсегда. Многие ритейлеры сегодня используют экономическую ситуацию как благоприятный момент для «входа» на рынок, так как в период спада договориться с ТЦ о комфортных для себя условиях гораздо легче. В целом на юге мы видим спрос на торговую недвижимость, в том числе и на примере своих площадей», - добавил Коновалов.

Если говорить о самих ритейлерах, то обострение экономических отношений со странами Запада повысило интерес к российскому рынку со стороны брендов из стран ближнего Востока, например Турции. По данным Colliers International, в России сегодня активно развиваются такие турецкие марки, как Colin’s, LC Waikiki, Mavi и Koton, cвои планы об открытии первых магазинов в течение 2015г. озвучивала компания DeFacto.

Рынок Юга не готов к новым ТЦ

По мнению экспертов, несмотря на интерес со стороны ритейлеров, говорить о благоприятной ситуации для появления новых ТЦ пока рано. Так, по данным Colliers International, сегодня и Ростов и Краснодар входят в Топ-15 городов России по обеспеченности торговыми площадями. Кубанская столица по этому показателю вновь оказалась на первом месте, здесь на 1 тыс. человек приходится порядка 950 м² торговой недвижимости. В Ростове — чуть более 400 м² на 1 тыс. человек,  этот показатель позволил занять ему 11 место среди городов РФ.

«Интерес ритейлеров и дефицит торговых площадей следует разделять. Если регионы интересны ритейлу, это не говорит о том, что рынок будет расширяться в ближайшее время», - отметил Илья Володько. По его словам, новые ритейлеры сегодня будут скорее занимать освободившиеся в кризис площади в уже существующих ТЦ. Кроме того, несмотря на более благоприятную ситуацию на юге, игроки  рискуют открывая новые точки в сложный для экономики период и вряд ли их экспансия будет активной настолько, чтобы понадобились новые площади.

Однако по мнению замдиректора консалтинговой компании Alter Ego Consult Евгении Грек, в Ростове-на-Дону все же есть перспективы в том числе и для открытия новых объектов. Точкой роста здесь стала активно развивающаяся комплексная жилая застройка.

«В Ростове есть перспективы для открытия новых ТЦ в строящихся микрорайонах, однако их формат должен быть не большим - рассчитанным на покрытие спроса со стороны новых жильцов. По такой схеме на этой неделе открылся новый ТЦ «Ливенцовский» в одноименном районе, планируется строительство ТЦ «Авиатор» на месте застройки ДОСААФ, такой же центр, скорее всего, потребуется будущему ЖК «Театральный»», - отмечает эксперт. Она также добавила, что рентабельность этих объектов зависит от финансового положения потенциальных инвесторов и спроса на жилье в этих районах. Говорить о суперрегиональных ТРЦ в нынешней ситуации не приходится.

Задайте вопрос Максиму Орешкину
Министр ответит на самые популярные из них в онлайне на РБК