Два новых проекта сократят дефицит на рынке складской недвижимости в РО
Логистические центры класса А и В в Ростовской области сегодня заполнены на 80-90%. Дефицит качественной складской недвижимости регион испытывает уже не первый год. Некоторые крупные игроки – "Глория Джинс", "Тандер", "Почта России" – смогли самостоятельно решить этот вопрос, запустив собственные логоцентры. Однако большая часть компаний все чаще вынуждены выстраиваться в очередь в ожидании свободных площадей в ростовских логоцентрах.
В этом году о намерении развивать качественные площади в Ростовской области заявили сразу два игрока - ООО "Ростов-Логистик" и компания PPF Real Estate Russia, дочерняя структура чешской PPF. Эксперты рынка считают, что у этих проектов большие перспективы. За последние несколько лет рынок новых складских помещений увеличился в 2 раза, однако спрос на склады класса А по-прежнему остается крайне высоким, а цены на них за 1,5 года поднялись на 20-25%.
ООО "Ростов-Логистик" уже приступил к строительству крупного логистического центра на территории Ленинского сельского поселения в Аксайском районе. Как сообщает администрация района, первый этап строительства компания планирует завершить уже в июне этого года. Общая площадь центра составит 137 тыс. кв. м. При этом уже сегодня известно, что основная часть площадей будет арендована якорными компаниями – "Пятерочкой", "Перекрестком", "М-Видео", "Лентой".
О намерениях построить логоцентры в Ростовской области в этом году также заявила компания PPF Real Estate Russia. В развитие этого проекта компания готова вложить 97 млн долларов. По данным регионального агентства инвестиционного развития, первый логоцентр площадью 20 тыс. кв.м инвестор планирует построить также в Аксае. Сегодня этот проект оценивается в 20 млн долларов. Второй логистический комплекс (площадью 80 тыс. кв.м) потребует 77 млн долларов. На сегодняшний день по второму проекту территории еще точно не определены.
Как отмечают в АИР РО, чешский инвестор планировал свою деятельность на территории региона довольно давно. Подготовкой проектной документации логокомплексов PPF Real Estate Russia занялся за год до официального подписания договора о сотрудничестве с ростовским правительством. Специалист агентства недвижимости "Титул" Ольга Запорожец объясняет заинтересованность иностранной компании перспективностью регионального рынка недвижимости. По ее словам, сегодня область испытывает "громадейшую нехватку качественных складских помещений с грамотной инфраструктурой и развитыми коммуникациями как для аренды, так и для покупки".
При этом, как отмечает эксперт, не пустуют даже старые неотапливаемые склады "советского" времени. Спрос на них гораздо меньше, однако арендаторы вынуждены снимать и такие помещения, потому что склады класса А нужно ждать. В Ростове-на-Дону, по данным "Титула", общий спрос на складские помещения удовлетворен в среднем на 80%.
Аналитики рынка добавляют, что основной спрос (порядка 70%) на размещение в логоцентрах А класса приходится на крупные FMCG-компании (fast moving consumer goods — компании, специализирующиеся на товарах народного потребления), таких как Auchan , X5 Retail Group, Procter&Gamble, Nestle, Oriflame.
"По подсчетам аналитического центра нашей компании, рынок новых складских помещений увеличился в среднем в два раза. Но и 'этого роста недостаточно, поскольку спрос на склады остается колоссальным. При этом за последние полтора года цена на новые складские помещения увеличилась на 20-25%, на склады B-класса с прилегающей территорией – на 10-15%, на старые склады советского времени цена не изменилась", - прокомментировала Запорожец.
Специалисты отмечают, что Ростовская область стала первым регионом в ЮФО, где начали возводить логистические комплексы класса А. В 2009 г. в область зашел британский инвестор The Raven Group с проектом логистического комплекса "Дон" на 86 тыс кв. м. Сегодня этот объект заполнен на 100%. Два года назад о намерениях развивать логистическую сеть в Ростовской области заявила австрийская компания Kronospan. На этот проект компания планировала выделить более 12 млн долларов. Однако пока он так и не получил продвижения.