Вернуть престиж профессии: как легпрому Юга решить вопрос нехватки кадров

Ключевой проблемой российской легкой промышленности остается дефицит опытных кадров. Согласно данным сервиса по поиску работы hh.ru, Краснодарский край входит в топ-4 субъектов РФ по числу опубликованных в 2025 году вакансий швей и закройщиков. С 1 января по 1 мая 2025 года в регионе искали 290 специалистов такого профиля, больше только в Московской области (486), Санкт-Петербурге (680) и Москве (1334). Средняя заработная плата таких специалистов в южных регионах установилась на уровне 70-80 тыс. рублей в месяц.
Для решения кадрового вопроса необходимо увеличивать контрольные цифры приема в учебные заведения по профессиям легкой промышленности, модернизировать программы обучения и популяризировать профессии швейной отрасли, к такому выводу пришли участники панельной дискуссии «Надень свое — сними чужое: как южный легпром становится модным?» в ходе Международной выставки индустрии моды «МодаФест» в Краснодаре.
Барьер для развития
Президент бизнес-сообщества брендов Юга, основатель бренда одежды с 2016 года, директор выставки «МодаФест» Татьяна Орган высказала мнение о том, что вопрос дефицита кадров сегодня является самым злободневным для многих производителей текстильной отрасли.
«Нехватка специалистов для многих предприятий является барьером, который сложно преодолеть. Мы можем создать визуал, концепцию, идею. Но кто же будет сидеть за швейной машинкой? Конструкторов и модельеров сейчас достаточно, но линейного персонала, который просто производит изделия, категорически не хватает. Специалисты «вымылись», многим по 60 лет, и они уже уходят на пенсию. Зарплата у швей высокая, но это не гарантирует то, что они будут стабильно работать на твоем производстве», — сказала Орган.
Острый дефицит кадров на предприятиях также отметила дизайнер и основатель бренда Les Noms Анна Козырева (Краснодар). По ее словам, средний возраст специалистов в отрасли достигает 60 лет.
«Высококвалифицированных специалистов сильно не хватает. Люди, с которыми я работаю, относятся к категории 60+ лет. Поколение наших родителей — последнее, кто получил качественное советское образование в области легкой промышленности. К сожалению, позднее произошел сбой, и сейчас мы сильно ограничены в ресурсах», — рассказала Козырева.
Учебные программы требуют пересмотра
По мнению Татьяны Орган, российская система образования по специальностям легкой промышленности устарела. Она поделилась, что некоторых студентов только на втором курсе сажают за швейные машинки, что не дает им реальной практики для будущей профессии. Вернуть мотивацию к обучению и освоению текстильных специальностей помогает проведение профильных мероприятий.
«Будущим модельерам и швеям, которые приходят в учебные заведения с горящими глазами, не дают самореализовываться. Проведение специализированных выставок как «МодаФест» играет положительную роль в профориентации. Принимавшие участие в выставке студенты приходили с обратной связью и говорили, что хотят продолжать обучение, поскольку видят перспективу в своей профессии. И эту перспективу они не видят в своих учебных заведениях, потому что преподаватели не могут донести и упаковать эту профессию в красивую обертку», — рассказала Орган.
Директор компании по производству и продаже одежды «Элис Фэшн Рус» Александр Еремеев (Ростов-на-Дону) отметил, что система обучения персонала в сфере легпрома на юге страны находится на «доисторическом уровне». На фабриках донской компании для обучения новых специалистов работает инструктор, который помогает им войти в профессию и получить необходимый опыт.
«На каждой из наших фабрик есть учебный участок, где работает инструктор, который на протяжении 1,5 месяцев вводит нового человека в профессию. Дальше новый человек пересаживается в производство, выполняя задания и получая доплаты в течение 6-7 месяцев. Затем он доходит до качества промышленного работника, который может выполнять работу на хорошем уровне за деньги, составляющие рыночную стоимость продукта», — пояснил Еремеев.
С тем, что важную роль в решение кадрового вопроса играет образование и возрождение обучения в колледжах, согласилась Анна Козырева. Кроме этого, развитию легпрома в регионе может способствовать организация больших творческих кластеров, которые могли бы привлекать в том числе и молодое поколение.
«Студенты в других странах знают, что их продукция будет продаваться после получения образования, и они являются профессионалами с первого курса, но у нашей молодежи сегодня возникают вопросы «А куда я пойду? Что нам делать дальше?». В этом направлении, по крайней мере в магистратуре, важно привлекать действующих предпринимателей, которые могли бы на собственном опыте обучать молодые кадры. У нас сейчас преподаватели из 70-х годов, да, они дают базу, но мы говорим про дизайн, где ты должен быть на два года вперед, важно идти в ногу с трендами», — сказала Козырева.
По словам министра промышленной политики Краснодарского края Дмитрия Хмелько, кадровый вопрос всегда поднимается на общих встречах с представителями отрасли легкой промышленности.
«Вопрос кадровой составляющей важен не только для малых предприятий отрасли легпрома, но и для крупных больших производств. Мы совместно с профильными ведомствами нашего региона увеличиваем контрольные цифры приема по профессиям промышленности, в том числе легкой, за счет средств краевого бюджета. Также мы ведем работу по наполнению наших профильных образовательных учреждений современными станками и оборудованием, в частности швейным, чтобы обеспечить подготовку специалистов с практико-ориентированным подходом. В результате наши предприятия смогут получить опытного молодого сотрудника», — рассказал Хмелько в интервью РБК ТВ Юг.
Повысить престиж профессии
По мнению предпринимателей бизнес-сообщества брендов Юга, работу с будущими специалистами необходимо начинать с популяризации швейной профессии как стиля жизни.
«Сегодня швеи скорее пойдут в мастера маникюра, хотя и там, и там задействован ручной труд. Однако быть мастером маникюра сегодня более престижно, чем швеей. <…> Здесь, конечно, популяризация скорее решит проблему, — если будет пропагандироваться обычный рабочий стиль жизни, более приземленный по сравнению с фрилансом и ведением блога», — сказала Орган.
Дизайнер и основатель бренда Les Noms поделилась, что сейчас особенно тяжело искать молодые кадры, так как у современного поколения совсем другое мышление.
«Я не могу найти молодых специалистов, с кем я могу решать очень сложные вопросы. Некоторые из них думают, что можно сидеть дома на фрилансе и зарабатывать гораздо больше, и ручной труд полностью обесценился. Престиж профессии необходимо повышать, подключать в том числе блогеров и говорить, как круто быть конструктором и технологом. Без этих людей мы не можем двигаться дальше», — подчеркнула Козырева.
Идею о том, что к молодому поколению необходим особый подход, поддержала заместитель генерального директора швейного производства «Бовебум» Дарья Воробьева (Краснодар). По ее словам, молодежь сегодня готова работать, но ключ успеха кроется в правильной мотивации.
«Мы, например, проводим на своем предприятии экскурсии для школьников и студентов. Многие из них не витают в облаках и не мечтают ничего не делать, главное — правильно их мотивировать, им нужно показывать современные условия труда и различные производства и рассказывать, что ты делаешь и для чего», — отметила она.
По мнению Воробьевой, производителям необходимо выстраивать корпоративную культуру, уделять внимание позиционированию и продвижению бренда и помнить, что «вы работаете не с кадрами, а с конкретными людьми».
Дмитрий Хмелько отметил, что министерство промышленной политики Кубани также ведет работу по популяризации профессий промышленности, рабочих специальностей, в том числе швей.
«Я призываю все предприятия занимать проактивный подход в работе с потенциальными сотрудниками, платить соответствующую зарплату. Каждый работодатель должен работать в первую очередь не с кадрами, а именно людьми, и относиться к ним соответствующе. Как и в других отраслях экономики, сегодня кадровый промышленный рынок сильно изменился. Не только предприятие выбирает сотрудника, но и работник отдает приоритет производствам с комфортными условиями труда, организованной корпоративной культурой, перспективами роста дохода и профессиональных компетенций», — резюмировал Хмелько.
Оперативные новости и важная информация — в Telegram-канале РБК Ростов. Аналитика, мнения, лонгриды — в Дзен