Рост тарифов ОСАГО не оздоровит рынок автострахования, уверены представленные на Юге страховщики
«Увеличение тарифов на 40% кардинальным образом ситуацию не изменит. По моим оценкам, убыточность ОСАГО останется примерно на том же уровне», - уверена директор Краснодарского филиала ОАО "СОГАЗ" Галина Гречана.
По оценкам рейтингового агентства «Эксперт РА», средняя убыточность ОСАГО в регионах России в 2014г. превысила 100%. На Юге России ситуация лучше среднестатистической. По данным самих участников рынка, в прошлом году на Кубани коэффициент убыточности ОСАГО составил 74%, на Дону – 77%. В феврале 2015г. показатель снизился до - 71,2% и 73,5% соответственно.
Согласен с такими оценками и директор филиала СК "Югория" в Краснодаре Вячеслав Шиловский. "Понятно, что и автовладельцы, и законодатели не заинтересованы в повышении тарифов. Вообще в обществе сложилось недоверчивое отношение к страховым компаниям. Многие считают, что страховщики на самом деле неплохо зарабатывают на ОСАГО. Но по итогам 2013-2014 годов мы видим, что ряд крупнейших страховых компаний заявили об уходе с рынка ОСАГО и вообще с рынка страхования из-за больших убытков. Например, международная СГ Zurich Insurance Group, СК «Альянс», Международная группа AIG, обанкротились «Гута-страхование», «Россия» и т.д. Так что с точки зрения страховщиков будущее повышение тарифов – это хорошо, но мало. Например, при действующем тарифе по г. Краснодару для физических лиц и автомобилей категории «В» в 2 тыс. 574 рубля, повышение составит всего 772 рубля", - комментирует Вячеслав Шиловский.
По его словам, на Юге РФ, где население отличается повышенной мобильностью, из-за неадекватных региональных коэффициентов проблему убыточности ОСАГО не решить даже ростом тарифов. В пределах регионов территориальный коэффициент ОСАГО варьируется - для города он выше, чем для пригорода. При этом, многие жители пригорода ездят на работу в город, где периодически попадают в ДТП. "Получается, что самые активные водители получают региональный коэффициент пригорода, а он зачастую на 30%-40% ниже, чем городской", - отмечает Вячеслав Шиловский.
По подсчетам аналитиков рынка, средняя выплата по ОСАГО в России росла весь четвертый квартал 2014 года и, по прогнозам, будет расти весь 2015 год. За сентябрь 2014 г. средняя выплата по ОСАГО составила 37,88 тыс. руб., за декабрь 2014 г. - 43,44 тыс. руб. По словам собеседников агентства, увеличение средней выплаты связано с тем, что процентное соотношение договоров ОСАГО, заключенных после 1 октября 2014г. (когда были увеличены лимиты выплат по ОСАГО) к общему количеству действующих договоров постоянно увеличивается.
С 1 апреля текущего года увеличивается максимальный лимит выплат за ущерб жизни и здоровью в ДТП – со 160 тыс. до 500 тыс. рублей. Изменится и подход к урегулированию убытков – теперь будет действовать не лимит по одному страховому случаю, а лимит выплат по одному пострадавшему. "Эти и другие изменения в ОСАГО значительно увеличат объем выплат по данному виду страхования», - уверен вице-президент «АльфаСтрахования», директор Южного регионального центра компании Евгений Череменин.
С повышением до 500 тыс. рублей лимита страхового покрытия "жизни и здоровья" расширится и круг лиц, имеющих право на такие выплаты: теперь такое право получат не только иждивенцы, но и ближайшие родственники потерпевшего. Изменится и сам порядок выплат, которые будут производиться по утвержденной таблице по факту получения травмы, а не по факту оказанного пострадавшему лечения. В итоге, по оценке Центробанка, доля таких выплат может увеличиться с 1% (на сегодняшний день) до 21% от общего объема выплат по ОСАГО. "Страховщики уже готовятся к тому, что число обращений по возмещению ущерба жизни и здоровья пострадавших в ДТП увеличится в разы", - говорит директор Ростовского филиала ОАО «Согаз» Юрий Усов.
По мнению собеседников агентства, чтобы ситуация на рынке ОСАГО изменилась в лучшую сторону, должны заработать единые правила проведения независимой технической экспертизы, включающей порядок расчета, ценовые справочники и т.д. Использование унифицированного подхода к расчету стоимости восстановительного ремонта снизит в разы количество споров по размеру его стоимости, поскольку снимет проблему разногласий между страховщиком и клиентом, уверены страховщики.
В сегменте автострахования на многолетнюю убыточность ОСАГО накладывается сокращение сборов страховщиков по КАСКО в связи со снижением продаж автомобилей российскими автодилерами. «Автостат» подсчитал, что в 2014 году объемы продаж новых автомобилей в Ростовской области сократились на 10,3% (до 61,65 тыс. авто), в Краснодарском крае — на 9,7% (до 86,59 тыс.).
В "АльфаСтраховании" заявляют, что рынок каско на Юге России за прошлый год сократился на 5%. По данным СК "Согаз", в 2014 г. сборы по ОСАГО в Ростовской области составили 3,8 млрд рублей, выплаты - 2,3 млрд рублей. По каско сборы составили 2,5 млрд рублей, выплаты - 2,9 млрд рублей. "Сборы по ОСАГО повысились в первую очередь благодаря корректировке базового тарифа в октябре прошлого года. В этом году квартал еще не закончился, итоги не подводились, поэтому окончательные выводы делать преждевременно. По предварительным оценкам, динамика сборов по каско снизилась, по ОСАГО осталась без изменений", - рассказал Юрий Усов.
С учетом складывающейся на авторынке ситуации (в 2015г. участники рынка прогнозируют дальнейшее снижение объемов продаж), страховщики стараются удержать позиции за счет новых «антикризисных» предложений. В частности, активно предлагают клиентам полисы с франшизой, которая может снижать стоимость полисов до 50% - при этом франшиза, как правило, не действует в том случае, если ДТП произошло не по вине застрахованного лица. «Страховщики понимают, что вопрос стоимости каско сегодня для автомобилистов стоит гораздо острее, чем в прошлом году. Клиенты, в первую очередь безубыточные и малоаварийные, хотят отказаться от различных дополнительных опций, расширенного покрытия для оптимизации стоимости, хотят пролонгировать полисы со скидкой», - комментирует Евгений Череменин.
Кроме того, с конца прошлого года страховые компании начали продвигать новый продукт — каско с использованием телематики. Суть новшества состоит в том, что устанавливаемое на автомобиль оборудование накапливает информацию о манере вождения клиента страховой компании: резкость старта и торможения, плавность перестроений и вхождения в повороты, среднее пройденное расстояние, максимальная скорость движения. Информация о стиле вождения может отображаться в режиме реального выводиться на смартфон водителя. Информация выводится как за весь период использования телематического устройства, так и за последние 20 поездок — что, по задумке разработчиков нового продукта, дает водителю возможность исправиться в случае ухудшения манеры вождения. При условии аккуратной езды страховщики обещают по своим «телематическим» полисам скидки до 55% от базовой стоимости каско.
Напомним, с 12 апреля 2015 года Центробанк повысил базовую ставку ОСАГО для владельцев легковых автомобилей на 40% - до 3 тыс. 432-4 тыс. 118 рублей. О конечной стоимости полисов «автогражданки» с учетом всех коэффициентов можно будет говорить после того, как будет опубликовано соответствующее постановление правительства РФ. По предварительным данным, Ростовская область и Краснодарский край не вошли в число 22 регионов, где будут пересмотрены территориальные коэффициенты. В Ростовской области сегодня действует коэффициент от 0,8 до 1,8. В Краснодарском крае — коэффициент от 1 до 1,8. Таким образом, с учетом территориального коэффициента для Ростова и Краснодара стоимость «автогражданки» будет рассчитываться от базы 6 тыс. 177-7 тыс. 412 рублей.
Одновременно с повышением тарифов ОСАГО регулятор расширил с 5% до 20% границы тарифного коридора, внутри которого страховщики могут конкурировать по цене.