Импортозамещение: На рынке бытовых услуг импорт замещать нечем
Стоит отметить, что обороты рынка бытовых услуг Юга России исчисляются десятками миллиардов рублей. Так, по данным департамента потребительского рынка Краснодарского края, за 2014г. населению региона было оказано бытовых услуг на сумму 54,6 млрд руб. В структуре платных услуг края бытовые занимают третье место, их доля составляет 15,3%. Объем бытовых услуг, оказанных в 2014г. населению Ростовской области, по данным регионального департамента потребительского рынка, достиг значения 27,35 млрд руб., что составило 16,5% от общего объема всех платных услуг населению (третий показатель после коммунальных услуг и услуг связи - 26,5% и 17,2% соответственно).
Оборудование для парикмахерских: как «Лада» и Porsche
По словам парикмахеров, их зависимость от импорта высока. Основная часть используемой сегодня т.н. «профессиональной химии» - импортная. Отечественный производитель не предлагает замену импортным маркам среднего (Ceko, Brelil, Londacolor, Schwarzkopf) и высшего (Wella, Paul Mitchell) класса качества. В России производится довольно узкий ассортимент парикмахерской химии в низшем ценовом сегменте — к примеру, продукция марки «Эстель».
Отсутствует на рынке также качественный инструмент и парикмахерская техника российского производства. «Сравнивать машинки для стрижки, производимые в белорусском Могилеве с машинками производства западно-европейских стран — все равно, что сравнивать «Ладу-Калину» и Porsche», - говорит Елена Деркачева (ИП «Деркачева», парикмахерская «Голд Стайл», Ростов).
«Отечественный производитель оборудования для парикмахерских предлагает сегодня цену на 30-50% ниже в сравнении с импортным. Однако значительно проигрывает по качеству. Надеемся, в сложившейся экономической ситуации он предпримет усилия, чтобы подтянуть качество», - комментирует директор учебного парикмахерского центра «Лаки-хаус» и «Юг-Экспо» (оборудование для парикмахерских) Владимир Бейник (Краснодар).
Цена растет, а спрос падает
С осени прошлого года, когда обрушился курс рубля, цены на профессиональную химию выросли в среднем на 20%. По подсчетам Елены Деркачевой, на салон, в котором в 2 смены работает 6 человек, профессиональной химии в 2014г. закупалось в среднем на 50 тыс. в месяц (соответственно, в 2015г. - на 70-75 тыс. руб.).
Чтобы компенсировать возросшие затраты, ростовским парикмахерам пришлось поднять цены на свои услуги в среднем на 10-15%. К примеру, по словам Елены Деркачевой, мужская стрижка в ее салоне в 2014г. стоила 350 руб., сейчас — 400 руб.
При этом парикмахеры Юга России отметили и некоторое снижение спроса на свои услуги. «Многие из тех, кто раньше приходил к нам раз в месяц, теперь приходит раз в полтора месяца. Но цены на свои услуги мы стараемся не повышать», - говорит Наталья Кравченко («Студия красоты Натальи Кравченко», Краснодар).
Химчистки: импортные даже вешалки
Управляющие химчисток говорят, что доля используемых ими импортных реагентов — в основном итальянского, германского и французского производства — составляет около 90%.
«Наша компания использует немецкие марки Seitz, Bufa, Kreussler, а также средства для чистки кожи и меха французской марки Cheron. Цены на большинство реагентов с осени 2014г. выросли на курсовую разницу - около 20%. Но промышленные стиральные порошки Procter & Gamble, Henkel за это же время подорожали в среднем на 70%”, - рассказал директор химчистки «Клякса» Игорь Лупач.
Однако засилье импорта в компонентах химчисток отмечается не только в сегменте продукции химпрома. Даже вешалки из оцинкованной проволоки для сушки одежды используются импортные. По словам Игоря Лупача, попадавшиеся ему вешалки отечественного производства были изготовлены из проволоки, которая пачкала одежду.
Упаковочная пленка отечественного производителя, которую начала использовать «Клякса», дешевле почти в 2 раза, но в отличие от импортной она непрозрачная и громко шелестит.
Одежду постирают сотрудники
Наиболее существенно — примерно на половину в рублевом выражении — просел корпоративный сегмент химчисток: многие рестораны и автосервисы предпочли переложить стирку форменной одежды на сотрудников.
Чтобы не потерять клиентов, компании не решаются поднять цены на свои услуги больше, чем на 10-15%. При этом корпоративных клиентов, по словам Лупача, химчистки пока обслуживают по старым ценам. «В корпоративном секторе мы сегодня почти ничего не зарабатываем. Любое повышение расценок чревато прекращением договора и переходом к конкуренту, который может выдержать старый прайс. Конкурентная ситуация свелась к тому, кто первый дрогнет», - говорит Лупач.
Чистота как роскошь
По словам руководителя департамента потребительского рынка Ростовской области Ирины Теларовой, высокая степень импортозависимости, длительный срок окупаемости бизнеса, отсутствие массового спроса и влияние сезонных факторов сдерживают развитие этой сферы бытовых услуг, обуславливая отсутствие химчисток в целом ряде городов и районов Ростовской области.
«Высокая себестоимость, а также общая тенденция роста тарифов на газ, электроэнергию, водоснабжение затрудняют возможность получения услуг химчисток населением со средним и ниже среднего уровнями доходов, а для малообеспеченных слоёв населения делают их практически недоступными», - говорит Ирина Теларова.
По состоянию на 1 января 2015г. услуги химчисток не предоставляются населению в городах Донецке, Зверево, Каменске-Шахтинском, а также в 34 муниципальных районах Ростовской области. В последние годы предприятия, оказывающие услуги химчисток, расширяются в основном за счёт открытия приёмных пунктов.
Ремонт техники: российский только фреон
Не менее печально выглядит ситуация и в сфере ремонта бытовой техники, где практически отсутствует возможность перейти на отечественных поставщиков. Например, для ремонта холодильников помимо двигателей для западноевропейских марок, большинство из которых изготавливается в Китае, на российском рынке представлены компрессоры производства станкостроительного завода "Атлант" в г.Барановичи (Беларусь). По словам директора «Службы ремонта 2-004-004» Дмитрия Крылова (компания специализируется на постгарантийном ремонте), цена на барановичевские компрессоры незначительно ниже, при том что они существенно уступают остальному импорту в качестве.
Цены поставщиков на комплектующие и фурнитуру для холодильников, по словам Крылова, в конце 2014г. пережили взрывной рост, но с начала года постепенно снижаются.
Единственное, что на сегодняшний день подлежит полноценному импортозамещению в сегменте ремонта холодильников и сплит-систем — используемый в качестве хладогена газ фреон.
«По условиям контракта с производителем мы используем только оригинальные запчасти. Единственное, что поставляет нам отечественный производитель — используемые для ремонта холодильников и стиральных машин пластмассовые шестерни», - рассказал директор ООО «Алиса-Ростов» Андрей Неделькин (компания оказывает услуги по ремонту различной цифровой и бытовой техники — в частности, специализируется на гарантийном обслуживании холодильников Samsung и Liebherr).
Для справки:
По данным департамента потребительского рынка Ростовской области, на 1 января 2015г. на территории региона действует 13 тыс. 611 предприятий бытового обслуживания. Основная часть предприятий специализируется на оказании услуг следующих направлений: парикмахерские (22,5%); ремонт и техническое обслуживание автотранспортных средств (17,1%); ремонтно-строительные работы (7,5%); ремонт и пошив обуви (5,4%); ремонт и пошив швейных изделий (5,1%). В общем объеме бытовых услуг Дона наибольший удельный вес составляют услуги по ремонту и строительству жилья (42,7%), ремонту и техобслуживанию автотранспортных средств (26%), парикмахерские услуги – (13,5%).
Сфера бытовых услуг Краснодарского края насчитывается 13 тыс. предпринимателей и 12 тыс. объектов. Индивидуальными предпринимателями представлены 80% хозяйствующих субъектов. Обеспечивают деятельность предприятий около 50 тыс. работников (включая предпринимателей). Основная часть предприятий сферы услуг представлена парикмахерскими (29%); предприятиями, оказывающими ремонтно-строительные услуги (6,7%); предприятиями по ремонту и индивидуальному пошиву одежды (6,4%); ремонту и изготовлению металлоизделий, включая изготовление ключей, изготовление и ремонт ювелирных изделий (5,3%); предприятиями по ремонту и пошиву обуви (4,4%); ремонту бытовой радиоэлектронной аппаратуры (3,8%).