Городская культура: как уличное искусство влияет на интерес к Ростову
Развитие и интеграция изобразительного искусства в городскую среду Ростова-на-Дону увеличивает интерес к донской столице со стороны туристов. Кроме того, спрос на объединение уличной культуры и жилой застройки нарастает среди ростовчан. К такому выводу пришли эксперты в ходе дискуссии РБК Юг и Северный Кавказ, прошедшей в арт-галерее «Ростов».
«Сейчас пошел заметный тренд на креатив, в том числе в строительстве и других сферах. Первые идеи и наброски появились от новых сообществ, комьюнити. Особенно в этом плане показательна улица Пушкинская, где молодые ребята создали несколько вариантов дизайнов фудкортов, что очень понравилось людям, стало точкой притяжения. Можно сказать, что в целом в Ростове уличная культура сливается с исторической, что рождает граффити и муралы. Это динамичное творчество, которое мы реализовали и в своем проекте», — рассказал коммерческий директор ООО «Магистрат-Дон» Алексей Зорькин.
По его словам, жилой комплекс, на стене которого художник Дмитрий Аске создал мурал, интересен жителям города. «Сам по себе Ростов очень аутентичный город, у него есть душа, чего я не увидел в других крупных городах. У нас много современных людей, формирующих креативные тренды в совершенно разных сферах», — добавил Зорькин.
На данный момент улицы Ростова-на-Дону активно заполняются изобразительным искусством, что привлекает в город туристов. В частности, этому способствует проведения фестивалей стрит-арта, сообщила инициатор проведения фестиваля «Ничего страшного» и куратор Художественной галереи «Ростов» Ирина Ровер.
«Когда четыре года назад мы задумывали проект, идея состояла в том, чтобы заполнить улицы города изобразительным искусством, чтобы к нам в Ростов приезжали не только за вкусной едой и историей, но и за искусством. Ростов-на-Дону — великий город в общем и в творчестве в частности. Многие именно ростовские художники оказали влияние на развитие изобразительного искусства во всем мире», — объяснила Ровер.
Примечательным является и то, что в донской столице формируются креативные сообщества не только из местных специалистов, но и при помощи экспертов из других регионов страны, отметила директор Центра компетенций по развитию городской среды Ростовской области Александра Харченко.
«Ростовская область, Ростов-на-Дону как центр Юга, развивается сейчас очень стремительно. Основное, что важно отметить, это то, что здесь формируются не только местные команды, но и привлекаются специалисты из других регионов, которые позволяют нам посмотреть на Ростов как с позиции туристов, так и с позиции жителей города. Здорово, что нет конкуренции между регионами», — прокомментировала Харченко.
Несмотря на то, что становление арт-пространств донской столицы ведется совместно с иногородними специалистами, искусство Ростова-на-Дону развивается самобытно, не перенимая опыта других городов. Об этом заявили художники творческого дуэта Couple of Creators Юлия Кузменко и Иван Осетров.
«Все происходит уже сейчас, все развивается. Появляются фестивали, множество новых работ. В Ростов съезжаются художники из разных городов, что притягивает туристов. Они, в свою очередь, могут посмотреть на творчество в городе. Все идет своим чередом, Ростов двигается в собственном ритме», — пояснила Кузменко.
«Приятно наблюдать за тем, как город развивается с каждым годом. На улицах, где еще ничего нет, на следующий день появляются творческие работы. За этим получается следить в реальном времени», — добавил Осетров.
Взгляд вперед
Несмотря на активное нынешнее развитие, в Ростове-на-Дону все же фиксируется недостаток арт-пространств, высказал свою точку зрения генеральный директор ООО «АРС», председатель правления общественной организации содействия формированию комфортной городской среды в городе Ростове-на-Дону «Платан» Сергей Гайдук.
«Арт-пространств не хватает. Мы поддерживаем художественную галерею, чтобы показать людям, что искусством интересно заниматься, здесь есть жизнь. Тем не менее, сейчас в Ростове количество галерей гораздо больше, чем 5 лет назад. И, я уверен, процесс идет и трансформация количества художественных объектов в качество произойдет», — пояснил Гайдук.
В дальнейшем, по его мнению, в городе могут быть популяризированы разные виды уличного творчества — не только муралы, но и, например, мозаики или скульптуры. Такие объекты смогут стать не только ростовской, но и общероссийской ценностью.
Что касается муралов, то инициатор проведения фестиваля «Ничего страшного» и куратор Художественной галереи «Ростов» прогнозирует им широкое распространение в новых домах и жилых районах.
«Вряд ли через 10-15 лет в каждом квартале будет по муралу, я думаю, что муралы будут в новостройках, там, где большие дома и там, где им место. В центре города будут располагаться небольшие рисунки, включенные в контекст, которые точно распространятся в социальных сетях», — объяснила Ровер.
Согласилась с таким мнением директор Центра компетенций по развитию городской среды Ростовской области. По ее словам, в центре города располагается исторически ценная застройка, что и является причиной появления там не масштабных элементов изобразительного искусства.
«Важнее сохранить архитектуру в центре, поэтому здесь будут появляться небольшие изображения, которые также станут более ценными, нежели муралы, которые со временем могут приходить в негодность и будут заменены. В кварталах жилой застройки все-таки менее ценная архитектурная среда», — заключила Харченко.