Дон попал в топ-10 регионов РФ, где испытывают нехватку машиностроителей
Ростовская область заняла 9 место в рейтинге субъектов России по спросу на сотрудников из сферы «Сельскохозяйственная, дорожно-строительная и другая спецтехника». Об этом РБК Ростов сообщила директор HeadHunter Юг Олеся Лавренова. В подотрасли (производство и ремонт военной техники, дорожно-строительная техника и т.д.) регион стал лидером — почти 3 тыс. таких вакансий было открыто с января по сентябрь 2023 года, что составляет 12% от всех объявлений о поиске машиностроителей в стране, опережая по этим показателям Москву, Санкт-Петербург и Челябинскую область.
«Машиностроительная отрасль объединяет большое количество самых разных бизнесов: от производства запчастей до создания комбайнов, вагонов, конвейеров. Но на любом подобном предприятии нужны рабочие руки — так называемые «синие воротнички» — представители различных рабочих специальностей: операторы станков с ЧПУ, автомаляры, сварщики, слесари, токари. И это как раз та категория работников, которая находится в сильнейшем дефиците — по большинству перечисленных профессий индекс конкуренции на рынке труда находится на уровне примерно двух и менее резюме на одну вакансию (при норме 4-8 резюме)», — рассказала Лавренова.
Чаще всего в донском регионе встречаются предложения для рабочего и производственного персонала, инженеров и строителей. Самые востребованные специалисты в отрасли машиностроения на сегодняшний день — токари, фрезеровщики, шлифовщики (12,2% вакансий), слесари и сантехники (7,9%), разнорабочие (6%), сварщики (6,1%), менеджеры по продажам и менеджеры по работе с клиентами (3,7%). Как отметили специалисты, картина на региональном рынке труда схожа с общероссийской, где в топ попадают токари, слесари, сантехники, разнорабочие, сварщики, операторы станков с числовым программным управлением (ЧПУ).
По данным аналитиков, профессиональные работники машиностроительной отрасли в Ростовской области находятся в дефиците. Так, токари и фрезеровщики имеют индекс конкуренции 0,7 ед. (по России — 1,0 ед.), автослесари и автомеханики — 0,9 ед. (по России — 1,3 ед.), операторы производственной линии — 1,6 ед. (по России — 2,6 ед.).
Показатель индекса конкуренции или hh.индекса (количество резюме на вакансию) с 4 до 8, в идеале с 5 до 8, говорит о комфортной ситуации на рынке труда для всех его участников: у работодателей есть выбор среди соискателей, у соискателей нет жёсткой конкуренции, которая начинается от 8 резюме на вакансию и выше.
При этом, по словам Олеси Лавреновой, машиностроение в стране активно развивается. Так, согласно одному из последних исследований платформы hh.ru число вакансий в апреле-июне 2023 года в малом бизнесе в России выросло на 66% по сравнению с аналогичным периодом 2022 года.
«Наибольший прирост как раз сферах машиностроения, металлообработки и автомобильном бизнесе. Не менее активно «растут» и набирают персонал и гиганты машиностроительной отрасли. Получается, что самые разные предприятия в данной сфере конкурируют за одних и тех же немногочисленных специалистов — отсюда и рост заработных плат на 15% и более. Машиностроение в последние месяцы стабильно попадает в топ-10 отраслей по найму рабочих, опережая другие человекоёмкие отрасли услуг для бизнеса, перевозок, товаров народного потребления», — добавила директор HH Юг.
Аналитики отметили, что средняя предлагаемая зарплата в вакансиях от компаний машиностроительной отрасли в Ростовской области на сентябрь 2023 года составляет 60 тыс. руб. в месяц. Самыми высокооплачиваемыми являются операторы станков ЧПУ (124 800 руб.), токари, фрезеровщики и шлифовщики (121 350 руб.), сварщики (120 350 руб.), слесари и сантехники (100 200 руб.), электромонтажники (99 800 руб.).