Александр Федотов: ПИШ ЮФУ трансформирует систему инженерного образования
«РБК ЮГ и Северный Кавказ» совместно с Южным федеральным университетом (ЮФУ) запустил новый специальный проект «PROнаука», который расскажет о приоритетных проектах, разработках и перспективах сферы. Первым героем проекта стал руководитель передовой инженерной школы (ПИШ) университета «Инженерия киберплатформ», ведущий научный сотрудник ЮФУ, кандидат технических наук, доцент Александр Федотов.
Решения на миллиарды — в разработке
— Александр Александрович, передовая инженерная школа ЮФУ «инженерия киберплатформ» была создана два года назад. Какие главные задачи решаете сейчас, для каких отраслей экономики ведете разработки?
— В 2022 году мы стали одними из участников проекта, инициированного правительством РФ и направленного на воспроизводство кадров нового поколения для высокотехнологичного сектора. Заявка Южного федерального университета была поддержана на заседании правительства РФ в направлении «Искусственный интеллект и цифровые платформы». Свое внимание мы сконцентрировали на двух задачах: развитии передовых инженерных решений, которые лежат в основе развития индустриальных партнеров, а также на трансформации системы инженерного образования, которая направлена на подготовку кадров новой формации в реальных проектах.
При этом наша школа сосредоточена не только на развитии самой робототехники как области прикладных наук, но и на развитии сквозных технологий, таких как искусственный интеллект, связь, электроника и нейротехнологии.
Такие крупные компании, как Neuralink и IBM, сегодня концентрируют свои дорожные карты на развитии в области искусственного интеллекта и нейроморфных вычислительных систем для робототехники. Мы тоже реализуем такие проекты. Они направлены на создание перспективной электронной компонентной базы на новых физических принципах, которая может совмещаться с живым организмом. И рынки, которые будут формироваться в перспективе, уже оцениваются в миллиарды долларов.
— Сколько дивизионов сегодня входит в состав ПИШ и как строятся их взаимоотношения предприятиями-партнерами?
— Мы проектировали ПИШ как холдинг.Предприятия-партнеры выступают инициаторами создания дивизионов, которые являются продолжением этих компаний. Такой подход к организации системы управления реализуется лишь в нескольких передовых школах. В направлении развития проектов по электронике мы работаем с Группой «Элемент», в направлении развития систем управления сотрудничаем с группой компаний «Кронштадт» и АО «УЗГА», по направлению «Приборы, комплексы и системы связи» мы реализуем проекты с таким концерном, как АО «КРЭТ» (входит в Госкорпорацию «Ростех»). Изначально мы проектировали четыре дивизиона в составе ПИШ: «Искусственный интеллект», «Электроника», «Киберфизические платформы» и «Приборы, комплексы и системы связи».
С 2023 года по инициативе концерна «Океанприбор» мы создали новый дивизион «Гидроакустика», который позволяет нам работать в направлении подводной робототехники.
Воронка возможностей для студента
— Как в работу с предприятиями-партнерами вовлечены студенты ПИШ и как вообще происходит их отбор в школу?
— Ежегодно предприятия-партнеры формируют пул тематик, которые лежат в их дорожных картах развития. Например, для ЦКБ морской техники «Рубин» мы реализовали разработку уникальной системы управления группой автономных необитаемых подводных аппаратов для сейсмо-разведки арктического шельфа, реализация которого осуществлялась с участием мотивированных студентов ПИШ, некоторые из которых были включены в состав исполнителей еще на этапе поступления.
Отбор студентов — достаточно сложная многоступенчатая система, строящаяся на инициативных мероприятиях ПИШ — хакатонах, проектных сменах, сезонных школах для школьников и студентов других вузов. Такие мероприятия создают «воронку», через которую мы производим отбор наиболее мотивированных студентов.
Отбор включает в себя три стадии. Первое — это эссе, мотивационное письмо, которое позволяет определить мотивацию обучающегося. Второе — мы предлагаем претендентам решить инженерную задачу и самостоятельно определить свою роль, с которой человек войдет в проектную команду. Третье — мы оцениваем его компетенции по итогам первых двух мероприятий и делаем предложение претенденту войти в дивизион и проект.
— Есть ли какие-то способы поощрения студентов: специальные стипендии, стимулирующие выплаты или гранты?
— У нас есть две инициативы. Первая — это гранты, которые направлены на создание студенческих лабораторий и поддержку их инициатив. Любой студент ПИШ, формируя вокруг себя инженерную команду, может заявить свой инициативный проект и получить финансирование на его реализацию. В этом году мы поддержали уже 14 инициативных проектов с финансированием от 1 млн до 1,5 млн руб. Второй проект реализуется совместно с Госкорпорацией «Ростех» — это отраслевая программа «Код Ростеха», которая сегодня набирает новые обороты значительно расширяется на базе ПИШ ЮФУ. Она направлена на подготовку кадров для микроэлектронной промышленности, включает в себя специальные стипендии, выплаты и другие меры поддержки мотивированных обучающихся. Например, предоставление общежитий повышенной комфортности, создание условий для стажировок и практик на базе предприятий-партнеров, возможность написать свою выпускную квалифицированную работу под руководством наставника из Госкорпорации «Ростех».
Партнерство на острие науки
— Как сегодня передовая инженерная школа ЮФУ взаимодействует с другими университетами?
— Один из целевых показателей ПИШ — сотрудничество с университетами, которые не имеют передовых школ. Это возможность транслировать передовой опыт по организации подходов к инженерному образованию, по внедрению реальных проектов в образовательный процесс.
В нашем регионе выстраиваем взаимодействие и обмениваемся опытом с дружественными вузами — ЮРГПУ (НПИ) им. Платова и ДГТУ. В Северо-Кавказском федеральном округе мы сотрудничаем с Ингушским государственным университетом (ИнгГУ), также выстраиваем взаимодействие с вузами Донецкой и Луганской народных республик. Новые территории сегодня особо остро нуждаются в нашей поддержке. Мы предлагаем студентам по схожим специальностям лучшие практики, программы повышения квалификации и программы дополнительного образования.
— Какие задачи перед собой ставит передовая инженерная школа ЮФУ в 2024 году?
— Мы планируем развивать сотрудничество с индустриальными партнерами в тех базовых решениях и направлениях, в которых сегодня нуждается страна и которые лежат в основе национальной безопасности и связаны с обеспечением технологического суверенитета. В части перспективных проектов планируем создавать решения в области электронной компонентной базы на новых физических принципах, искусственного интеллекта и новых стандартов связи. Это те решения, которые сегодня находятся на фронтире науки и техники и которые позволяют развивать международную коллаборацию с дружественными странами и выходить на лидирующие позиции в среднесрочной перспективе.