Василий Голубев: «Я не устал и мне не надоело»
О слухах, планах и ростовском метро
— Пару месяцев ростовские блогеры и Telegram-каналы обсуждают вашу возможную отставку. Называли даже конкретную дату ухода — 15 июня 2019 года. Верны ли эти сведения?
— Это неправда. По крайней мере, мне об этом не известно. Более того, меня это вообще не беспокоит. Такие же разговоры периодически возникали в Подмосковье, где я работал ранее, они возникают и в Ростовской области.
Меня больше беспокоит развитие региона — должен сказать, выглядим мы неплохо. Не идеально, но это работа. Если кто-то говорит об отставке, то это кому-то выгодно. Но это их проблемы, я об таком не думаю.
— Вы руководите Ростовской областью 9 лет. За это время был ли какой-то момент, за который вам сейчас может быть стыдно?
— Я не могу вспомнить вещей, за которые мне было бы стыдно. Конечно, не все удавалось, это очевидно. Но вещей, которые получились, явно было намного больше.
Если посмотреть на мой график, вы увидите, что мне требуется работать 25 часов в сутки. Поскольку в сутках только 24 часа, я просто встаю на час раньше (смеется).
Динамика моей работы и работы моей команды растет, и я точно могу сказать, что я не устал. Мне не надоело.
— Какие результаты работы в Ростовской области вы считаете своей заслугой?
— Я думаю, основная моя заслуга — это сохранение положительной динамики развития региона. Например, в 2018 году ВРП составил более 1,4 млрд руб. При этом рост в сопоставимых по сравнению с 2009 годом ценах составил 1,4 раза.
С 2009 года в 1,6 раз вырос объем ввода жилья в Ростовской области. Кроме того, положено начало развитию новых индустрий: ветроэнергетики, газомоторного топлива, логистике цифровой торговли. Также к Чемпионату мира по футболу была создана и модернизирована инфраструктура: спортивная, транспортная, инженерная.
Отдельно хочу сказать о реализации национального проекта «Чистая вода». Его утвердили не так давно, а этой проблемой Ростовская область занимается уже несколько лет. Там, где было возможно, мы меняли магистральный водовод, где такой возможности не было — заменяли водонапорные башни. Всего за время моей работы были заменены башни в 580 населенных пунктах. Затраты здесь превысили 1 млрд руб.
— Срок ваших полномочий в должности губернатора заканчивается в 2020 году. Вы планируете идти на выборы снова?
— Здесь мое решение будет зависеть от двух факторов: доверия людей и доверия президента.
Если все сложится, то я не отрицаю такой возможности и готов продолжить работу.
— Вне зависимости от того, кто выиграет губернаторские выборы 2020 года, в чем вы видите основную задачу нового губернатора?
— Работа должна быть сосредоточена на дальнейшей реализации национальных проектов. При этом необходимо взаимодействовать со всеми уровнями власти и сферами нашего общества.
Также в числе первостепенных задач — обеспечение социального благополучия жителей Ростовской области и возможностей их самореализации, дальнейшее развитие инфраструктуры территорий.
Одним из важных для будущего проектов я бы назвал строительство ростовского метро или создания так называемой системы внеуличного транспорта. Мы подошли к новой концепции, сейчас над ней работают специалисты, которые 15 июня будут делать доклад с предварительными выводами. Строительство мы хотим начать уже в 2021 году.
— Во сколько примерно может обойтись строительство метро в Ростове?
— Речь идет о сумме в 75-80 млрд руб. Сейчас мы уже не говорим о строительстве глубокого метро — рассматриваем различные варианты, в том числе, это может быть скоростной легкорельсовый трамвай, советуемся с Москвой, которая совершенно точно лидер в этом вопросе.
Но нужно понимать, что запуск метро не решит транспортную проблему Ростова. Для этого нужна новая транспортная система.
— Ростов уже пытался запустить транспортную реформу. Получилось не очень.
— Я бы не стал называть это реформой. Скорее, это была попытка скорректировать работу. Причем намерения изначально были правильными. Транспорт должен быть новый, а пока мы видим, что те, кто возил людей «на дровах», сопротивляются.
Разумеется, сейчас мы можем говорить, что власти Ростова многое сделали неверно, не продумали. Но, повторюсь, цель была правильная: улучшить работу общественного транспорта, поменяв сам транспорт.
— Конкурс по выбору главы администрации Ростова отложили на октябрь текущего года. Не кажется ли вам, что это слишком долго?
— Не кажется. Почему это должно кого-то волновать, если в итоге у города будет качественный менеджер? Как это вообще связано со временем?
Мне кажется, что депутаты, которые определили дату конкурса, просто продемонстрировали внимательное отношение к кадрам. Ростов — сложный, но важный для области организм. Поэтому конкурс по определению главы администрации — это именно тот случай, когда нужно семь раз отмерять и только потом резать.
— В последнее время часто обсуждают вопрос ослабления команды правительства Ростовской области. Это связывают в т.ч. с арестом вашего заместителя Сергея Сидаша.
— Конечно, это проблема. Когда в системе нет звена, она работает иначе. Но здесь нужно понимать, что Сидаш — эффективный руководитель, он всегда доводит дело до конца.
Здесь я бы вспомнил слова, сказанные нашим президентом Владимиром Путиным, который говорит о том, что любой человек не может считаться виновным, пока это не доказано судом. Сидаш — это не тот человек, который бы сознательно пошел на преступление. Ошибиться может каждый. Нужно разбираться.
О ПМЭФ-2019 и экономике Ростовской области
— Как вы оцениваете итоги участия делегации Ростовской области в Петербургском международном экономическом форуме? Чего удалось достичь?
– ПМЭФ традиционно служит площадкой для обсуждения экономических вопросов, общения с представителями бизнес-сообществ, экспертами, в т.ч. для заключения соглашений о сотрудничестве.
Наша главная задача — привести в регион новые инвестиции. В этом году на ПМЭФ мы подписали соглашения на 187 млрд руб. Причём речь идет о реальных проектах, по которым сразу начнется работа. Самым крупным из них станет взаимодействие с компанией «ЮГ Энерго» по реализации новых направлений на «Новошахтинском заводе нефтепродуктов». Также мы продолжим работать с рядом других компаний — Марс, Тандер, группой ЭПМ, которая инвестирует в Новочеркасский электродный завод, и другими.
— Как в целом чувствует себя промышленный сектор экономики Дона?
— По итогам 2018 года индекс промышленного производства составил 109,7%. При этом среднероссийский показатель ниже — 102,9%.
Регион отдает приоритет кластерному развитию промышленности. Например, точки роста стимулирует система индустриальных парков, созданная в Ростовской области. По ним уже утверждена необходимая нормативно-правовая база, предусмотрены преференции инвесторам. Кроме того, мы оказываем им помощь и в плане обеспечения инфраструктурой.
— Какие механизмы поддержки промышленников наиболее востребованы в Ростовской области?
— На мой взгляд, эффективным механизмом поддержки сейчас является региональный Фонд развития промышленности. Уже были предоставлены займы 14 промпредприятиям на общую сумму 240 млн руб. В текущем году мы планируем начать совместное финансирование инвестпроектов по программам Фонда развития промышленности России. Соответствующее соглашение было подписано летом 2018 года, федеральное финансирование составит 70%, региональное — 30%.
Кроме того, в Ростовской области применяется специальный инвестиционный контракт. В первую очередь эта мера работает для создания новой отрасли региона — ветроэнергетики. Так, в прошлом году такие контракты были заключены с «ВетроСтройДеталь» и «Виндар РУС», в этом году — с «НоваВинд» и вот здесь на форуме — по «НЭЗу».
— Ранее вы говорили о необходимости развития портов Ростовской области. Насколько удалось продвинуться в этом направлении?
— Основная задача—строительство новых портовых терминалов, замена судов и инфраструктуры. Конечно, все требует больших вложений. Продукцию из Ростовской области на экспорт везут обычно небольшие корабли-пятитысячники, но при этом объем вывозимой продукции достаточно серьезный, в прошлом году он превысил 12 млрд долларов. В основном, вывозят сельскохозяйственную продукцию. Всего Ростовская область экспортирует в 140 стран мира.
По итогам 2018 года, общий грузооборот с учётом транзита в границах Азово-Донского бассейна составил более 40 млн тонн. Это на 10,4% больше, чем в 2017 году.
Стоит отметить, что сдерживающий фактор роста грузооборота — недостаточная глубина и ширина судового хода, а также участки, закрытые для расхождения и обгона судов. Поэтому перед нами стоит задача увеличить до оптимальных гарантированные глубины судоходных путей, проходящих через Ростовскую область. Для реки Дон это 4 м, для Азово-Донского морского канала — 4,5 м. Для этого в 2018 году было начато строительство Багаевского гидроузла на реке Дон.
— Одной из основных в экономике Ростовской области традиционно является сфера АПК. Какие перспективы для нее вы видите на данный момент?
— Приоритетными направлениями для инвестиций сейчас можно назвать переработку зерновых культур (в т.ч. глубокую), развитие мясного и молочного скотоводства, развитие товаропроводящей сети и экспорта продукции АПК, а также увеличение рыбоперерабатывающих мощностей. Кроме того, нам необходимо увеличить загрузку предприятий масложировой отрасли за счет роста производства масличных культур, включая подсолнечник.
До 2030 года мы планируем завершить 32 инвестпроекта на общую сумму 168 млрд руб. Рассчитываем, что за это время в регионе появятся 5 тепличных комплексов, 2 молочных комплекса, оптово-распределительный центр, комплекс по первичной подработке, хранению и переработке семян льна. Кроме того, я думаю, что нам удастся реализовать второй этап проекта по увеличению мощности предприятия по переработке кукурузы.
— А как обстоят дела с проблемными птицеводческими проектами «Евродон» и «Белая птица»?
— Перед нами стоит актуальная проблема восстановления этих предприятий. Ситуация на «Евродоне» требует особого внимания, мы работаем на уровне правительства. Причем здесь нет незаинтересованных сторон. По словам представителей Внешэкономбанка, к концу первого полугодия текущего года будет понятно, кто может стать инвестором «Евродона». Поэтому пока ждем.
По «Белой птице» также ведется работа. Банк «Открытие», который является основным кредитором, намерен восстановить производство и сейчас общается с потенциальными инвесторами.