Евгений Дорошенко: Ростов и Краснодар лучше всего смотрятся в тандеме
– Вы не так давно возглавили Представительство АСИ в Южном Федеральном округе. Уже как-то можете оценить Ростовскую область и Краснодарский край?
– Мне кажется, что я пришел очень удачно. Одновременно со мной в регионах появились новые люди в экономическом блоке. С ними комфортно работать, у них не замылен взгляд. Я как представитель АСИ вижу стремление к диалогу и желание двигаться вперед, чтобы войти в пилотные проекты.
– Что дает регионам попадание в пилотный проект АСИ?
– Любые проекты АСИ для любого региона — это всегда дополнительный плюс, потому что они системны и часто несут дополнительные ресурсы и внимание федерального центра.
Сейчас мы намерены увеличить свою активность на Юге, чтобы выравнять его позиции с регионами-лидерами по внедренным проектам АСИ – такими, как Татарстан, Белгородская и Тульская области, Ханты-Мансийский автономный округ.
Если сравнивать южные регионы с регионами-лидерами, каковы наши позиции?
– В регионах-лидерах реализуются практически все проекты, которые есть в АСИ. Одним из самых интересных можно назвать "Кванториум" — детский технопарк. Этот проект разрабатывался совместно с Министерством образования. В "Кванториуме" есть несколько отделений — "квантов", каждый из которых готовит детей по одной из современных специальностей. У "Кванториума" есть три учредителя: правительство региона, профильное министерство и крупное предприятие, работающее в регионе.
– В Ростове есть «Кидбург» (детский развлекательный центр, в котором школьники могут попробовать себя в различных специальностях, – прим.ред.). Можно ли говорить о том, что это аналог проекта в Татарстане?
– «Кидбург» — это, скорее, демо-версия «Кванториума». Детский технопарк создается за бюджетные деньги. В этом участвуют федеральный и областной бюджеты. В "квантах" – современное оборудование, технологии. Эта система работает на будущее всей страны.
– Планируется ли открыть подобный проект на Юге России?
– Сейчас в ЮФО нет ни одного такого проекта. В ближайшее время Министерство образования РФ планирует объявить новый конкурс на создание 20 детских технопарков. Мы уже договорились с властями Ростовской области и Краснодарского края, будем принимать участие в этом конкурсе.
– Одним из учредителей "Кванториума" становится крупное предприятие. Кто мог бы заинтересоваться этой идеей на Юге?
– И в Ростовской области, и в Краснодарском крае есть крупные предприятия, которые это может быть интересно. Например, завод «Ростсельмаш» — почему бы нет? Но детально мы этот вопрос пока не прорабатывали. Займемся этим направлением, как только будет объявлен конкурс.
– Какие еще интересные проекты ждут Юг в будущем?
– Безусловно, одним из самых интересных проектов стала работа по созданию кинокластера в Ростовской области. Сейчас к нам добавились представители Минкульта. В регионе будет создана кинокомиссия, которую возглавит губернатор или один из его заместителей. Будет создана дорожная карта, которая позволит сделать весь процесс подготовки более удобным.
– Известно ли, кто станет инвестором будущего кластера и сколько планируется в него вложить?
– В соглашении, которое подписано между АСИ и правительством Ростовской области, вообще не идет речь о финансах. Наша задача — создать нормативную базу, решить вопрос по возврату части затрат кинопроизводителям.
Финансы — это дело инвестора. Кто он, нам пока не известно. Но здесь важно понимать, что для прихода одного или нескольких инвесторов должны быть созданы четкие правовые механизмы. Наша основная задача — подготовить почву.
– Помимо кинокластера планируется ли еще что-то?
– Не так давно Ростовская область подала заявку на проведение интересного мероприятия «Форсайт Флот». Это специальный формат, в рамках которого на одной закрытой площадке собираются эксперты, чиновники, представители молодежи, ученые. Их буквально «выдергивают» на несколько дней из жизни и дают возможность без помех обсудить вопросы стратегического развития региона.
До сегодняшнего дня этот проект был исключительно федеральным, с его помощью были разработаны проекты, многие из которых легли в повестку АСИ, например «Национальная технологическая инициатива». Теперь АСИ решило выйти на региональный уровень. Если Ростовская область выиграет заявку, то уже летом сможет провести «Форсайт Флот» на своей территории.
– Что это даст региону?
– Это даст возможность обсудить будущее Ростовской области на 10-20 лет вперед: приоритеты, кластеры, стратегии развития. Кроме того, подобная площадка дает возможность сформировать открытое мотивированное сообщество. Всегда можно написать документ, напрячь кого-то в министерствах и сделать бумагу. Но для того, чтобы регион начал работать, одной бумаги не достаточно. Нужно сообщество людей, которые из пассивных наблюдателей становятся активными участниками.
Сформированное сообщества как раз даст возможность региону понять, в каком направлении нужно двигаться. После того, как появятся предметные наработки, будет легче принимать участие в интересных проектах, выходить на федеральный уровень, на диалог власти с обществом.
– А сейчас такого диалога нет?
– В какой-то степени диалог, конечно, есть, но формат форсайта в Ростовской области пока реализован не был. Регулярно проводятся отчетные совещания, но на них сложно сделать что-то реальное.
Есть еще одна практика, которая позволяет добиваться результатов и сохранять их — коворкинг «Точка кипения». Это совместное пространство, в рамках которого объединяются думающие, активные жители того или иного региона и ищут пути решения волнующих проблем и перспективы развития.
– Вы планируете реализовать «Точку кипения» на Юге?
– Недавно мы с представителями Администрации Ростовской области и инициативной группы из города Сочи побывали на московской «Точки кипения» , посмотрели, как это работает. Сейчас обсуждаем возможности создания у нас.
– Есть ли у подобных проектов практическая ценность?
– Безусловно. Любому проекту для старта нужна инициатива, команда, единое понимание и видение. И чтобы все это сформировать, как раз необходима среда, в которой специалисты смогут обмениваться мнениями, подталкивать друг друга к каким-то идеям. Предприниматели, эксперты, чиновники смогут встречаться в определенном месте и говорить не в рамках совещаний, а свободно, «без галстуков». Представьте, насколько этот формат может продвинуть регион вперед!
– В последнее время на Юге создаются общественные палаты, которые, по сути, направлены на решение тех же задач, которые ставятся в «Точке кипения» и в рамках «Форсайт Флота». В чем отличие?
– Общественная палата — это институт гражданского общества. Туда назначают людей, они что-то оценивают, о чем-то говорят, но сами чаще всего ничего не придумывают. В рамках общественной палаты люди продолжают заниматься тем, чем они занимались до этого, а в коворкинге типа «Точки кипения» экспертов вовлекают в обсуждение различных вопросов.
Мы создаем большой социальный магнит, который притягивает неравнодушных жителей региона. В общественные палаты, как правило, входят люди, которые уже всем известны. А в «Точке кипения» у нас есть возможность получить новых экспертов и специалистов, которые еще вчера «были в тени». И при этом они тоже хотят, чтобы их регион развивался.
– Для чего бизнесу принимать участие в работе подобных открытых площадок?
– Например, представим, что есть бизнесмен, который уже состоялся, хочет что-то сделать для своего региона, но в одиночку, он не может реализовать свой проект. Он придет в коворкинг и сможет найти единомышленников.
– Наверняка, основной вопрос, который возникает в связи с созданием свободных пространств — это источник финансирования. За счет чего создаются пространства вроде «Точки кипения»?
– Здесь можно привести в пример Санкт-Петербург. Там есть предприниматель, который однажды попал на «Форсайт Флот» и после этого решил создать «Точку кипения» у себя в городе. Не знаю, сколько он вложил в проект, но думаю, что и на Юге подобное возможно. Главное — суметь заинтересовать инвестора.
– Если обратить внимание на рейтинг инвестиционной привлекательности регионов, созданный экспертами АСИ, можно увидеть, что Краснодарский край находится значительно выше Ростовской области. Значит ли это, что Кубань становится более активным регионом ЮФО?
– Краснодар уже два года держится на 7 месте рейтинга, Ростовская область в этом году не вошла в ТОП-20, но очень хочет туда попасть в следующем году. Конкуренция сильно возросла: например, в первой десятке этого года появились 4 новых региона. Поэтому тот факт, что Краснодар удержал позиции, не говорит о том, что он остался на том же уровне.
В отношении Ростовской области тоже стоит говорить не о том, что именно этот регион стал в чем-то хуже, а о том, что многие другие стали лучше.
– В последнее время часто говорят о непонимании властей и бизнеса. Как обстоят дела с этим на Юге?
– В АСИ есть специальные группы, которые занимаются в том числе и вопросами взаимоотношений власти и бизнеса. Я бываю на заседаниях групп и вижу, что предприниматели не дают расслабиться представителям власти. Важна позиция руководителя региона. Недавно я присутствовал на совещании у губернатор Краснодарского края Вениамина Кондратьева, он сам говорил главам районов о том, что одним из самых важных критериев их работы является привлечение инвесторов и сохранение этих инвесторов. В
Ростовской области я тоже постоянно вижу, что министр экономического развития Ростовской области Максим Папушенко постоянно бывает на предприятиях, следит за работой. Он в курсе того, что происходит в регионе. Важно, чтобы понимание и поддержка была и на уровне муниципальном уровне. Еще остаются проблемы взаимодействия представителей бизнес-сообщества и местных администраций.
– Ростов и Краснодар регулярно соревнуются за получение статуса столицы ЮФО. Кто, на ваш взгляд, сейчас больше достоин этого звания?
– Сейчас я вижу, что Ростовская область и Краснодарский край — это два динамично развивающихся региона, которые могут больше того, что у них есть на данный момент. Нельзя также отрицать наличие глобальной конкуренции за федеральные средства. Именно из-за этого регионам нельзя останавливаться. АСИ работает с одинаковым вниманием как к Ростовской области, так и к Краснодарскому краю.
Мы видим, что у каждого региона есть свои сильные стороны. Например, в Ростовской области это промышленность, в Краснодарском крае — рекреационная зона. Лучше всего эти регионы будут смотреться в тандеме.