Перейти к основному контенту
PROюгАгро ,  
0 

Мнение: ограничение импорта зерна в Турцию снизит загрузку портов Юга

На Юге России изменились логистические механизмы перевалки зерна. Основная причина — введенный Турцией запрет импорта пшеницы до 15 октября, этот срок может быть продлен. О том, как это повлияло на работу малых портов Азово-Черноморского бассейна и как изменилась логистика зернового экспорта, РБК Ростов рассказал управляющий южного подразделения холдинга-экспортера «Доставка морем» Денис Сушков.

В июне Министерство сельского и лесного хозяйства Турции заявила о временном ограничении импорта пшеницы в страну до 15 октября 2024 года. Отмечалось, что мера призвана поддержать турецких производителей в сложный летний сезон, когда цены на урожай существенно падают на фоне увеличения импорта пшеницы в страну. Тогда же в ведомстве уточняли, что приостановка может быть отложена на более поздний срок в зависимости от рыночных условий, которые сложатся к указанной дате.

«В связи с событиями (запретом на импорт зерна Турцией — РБК Ростов) «малая вода» на Юге фактически перестала работать на конечного покупателя. В новом сезоне Ростов, Азов, Ейск почти не грузят трех- и пятитонники, которые раньше отсюда шли с зерном в Турцию. Сейчас вся «малая вода» Юга является перевалочным пунктом для порта Кавказ. Но это объект сезонный — в ноябре начинают дуть ветра, приходит холод, и его работа практически прекращается. Таким образом, если запрет Турции будет продлен, южная «малая вода» будет недозагружена даже как перевалочный пункт», — считает Сушков.

По его словам, за малыми портами Азово-Черноморского бассейна останется погрузка нишевых культур.

«Но даже при постоянном росте объемов экспорта и урожайности полностью мощности задействовать они, скорее всего, не смогут. Активно также меняются условия поставок культур на Восток, который является основным потребителем гороха, чечевицы, нута, кориандра и других культур. Так, Индия переложила функцию распределения квот с местного Минсельхоза на аутсорсинг одной из компаний. Пока непонятно, государственная она или частная. Неясно и то, как будет выстроен новый механизм», — отмечает эксперт.

Такая ситуация приводит к серьезным изменениям логистики, которые затрагивают, прежде всего, аграриев Ростовской области.

«Раньше вся область везла урожай на Ростов. Это привычный и понятный маршрут. Сейчас придется перестраивать доставку до кубанских глубоководных портов. Это лишняя нагрузка на ж/д и автотранспорт. Здесь стоит надеяться на дополнительный подвижной состав и хорошую пропускную способность автодорог по направлению. Возможно, расходы на транспорт вырастут, что уменьшит маржинальность для аграриев», — прогнозирует Сушков.

Тем не менее, по его словам, рынок сумеет адаптироваться к изменившимся условиям, учитывая, что сегодня все основные игроки уже имеют опыт перестройки логистических цепочек, а многие аграрии диверсифицируют бизнес и готовы покрыть снижение маржинальности одних культур другими.

«Закономерно, что рынок будет развиваться не слишком активно, как в предыдущие рекордные периоды, но весь урожай точно будет продан и переработан в рамках страны или за ее пределами. Возможно, южному агробизнесу стоит подготовиться к отсутствию скачкообразного роста и использовать текущие ресурсы осмотрительно», — заключил Сушков.

Ранее РБК Краснодар сообщал, что через порты Краснодарского края в 2024 году на экспорт отгрузили почти 30 млн т зерна и продуктов его переработки, что на 9% больше аналогичного периода 2023 года — 27,5 млн т. Основными импортерами зерна и продуктов его переработки стали Египет, Саудовская Аравия, Турция, Бангладеш, Сирия и Китай.

Их портов соседней Ростовской области экспорт зерновых и зернобобовых культур урожая 2024 года  к началу августа составил 1,1 млн тонн, в целом экспорт зерна из донских портов в январе-июле 2024 года вырос на 5% по отношению к аналогичному периоду прошлого года и превысил 9,9 млн тонн. При этом в июне этого года основным покупателем была Турция - в эту страну направлено 86,7% от общего объема зернового экспорта. 

Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 8 октября
EUR ЦБ: 105,31 (+0,56)
Инвестиции, 17:16
Курс доллара на 8 октября
USD ЦБ: 96,06 (+1,19)
Инвестиции, 17:16
Все новости Ростов-на-Дону
Росавиация отозвала сертификат на техобслуживание у «Витязь-Аэро»Бизнес, 22:55
Посол Израиля призвала «освободить Ливан из заложников «Хезболлы»Политика, 22:41
Грузия назвала приоритетами мир с Россией и партнерство с НАТОПолитика, 22:23
Израиль вновь расширил зону проведения наземной операции в ЛиванеПолитика, 22:16
Вандалы повредили в Рубцовске памятник детям — жертвам войны и терактовОбщество, 22:16
Белгородцам начнут платить рекордные 3 млн руб. за подписание контрактаПолитика, 22:04
СКА победил лидера КХЛ в 200-м матче с Романом РотенбергомСпорт, 22:03
Онлайн-курс Digital MBA от РБК Pro
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
Фицо увидел в ракетном ударе по Бельгии способ изменить политику ЕвропыПолитика, 21:58
«Какое превосходительство?» — Лукашенко удивило обращение к немуПолитика, 21:57
Литва передаст Украине пять штанов из российского поездаПолитика, 21:54
«Сибирь» победила «Ак Барс» в 1000-м матче ШироковаСпорт, 21:42
Движение автомобилей через «Верхний Ларс» возобновили через 50 минутОбщество, 21:30
Андрес Иньеста опубликовал прощальное видео перед завершением карьерыСпорт, 21:29
Эксперты SIPRI оценили вклад Запада в военную поддержку ИзраиляПолитика, 21:17