Истина где-то рядом: как хотят спасать донской винный туризм
Эксперты во время работы круглого стола «Реализация перечня поручений Президента РФ, направленных на развитие виноделия» обсудили возможные точки роста и существующие проблемы донского винного туризма.
А что, у вас есть вино?
По словам представителя винодельческого хозяйства «Эльбузд» Владимира Гончарова, существует ряд проблем. Кроме традиционного отсутствия донского вина на полках крупных торговых сетей, он выделил отсутствие узнаваемости брендов у массового потребителя.
«У нас в регионе, к сожалению, нет ни одного магазина, который бы специализировался именно на донских винах. Это, конечно, негативно нас отличает от других регионов. Изменение этой ситуации позволило бы нам не только делать отгрузки в такие торговые точки, но и повысило бы узнаваемость брендов. В итоге те туристы, которые приезжают в регион, регулярно спрашивают: «Где можно купить все эти вина?». А таких мест нет. Некоторые даже задают вопрос: «А что, у вас вино есть?», — рассказал Гончаров.
Как отметил руководитель агентства «Город-парк» Алексей Матвеенко, спрос на донское вино может быть не только у туристов, но и у жителей региона. Однако эта работа в области практически не ведется.
«Нам нужно понимать, учитывая обстановку, что наш потребитель сейчас — это не состоятельный турист, а ростовчанин, житель области, который до сих пор не знает, что такое донское вино. Именно с ним можно и нужно работать». — отметил эксперт.
Как вариант, он предложил рестораторам рассмотреть возможность включения широкой линейки донской продукции в свои винные карты.
«У нас часто спрашивают, где можно попробовать донское вино, а отправить людей, по сути, некуда. Если тот или иной ресторан на это решится, у него будет гарантированный регулярный поток посетителей», — добавил Матвеенко.
Объединить все силы
Руководитель Агентства по развитию туризма Ростовской области Татьяна Горяйнова сообщила, что для решения проблемы узнаваемости донских винных брендов и виноделен планируется предложить целый ряд соответствующих инициатив.
«Мы предлагаем внести приоритетную поддержку для региональных предприятий при создании и развитии турмаршрутов, посвященных винному туризму. Кроме того, департамент потребительского рынка мог бы посодействовать в организации постоянных информационных туров по винодельням Ростовской области для представителей общепита, соответствующих общественных организаций. Эта работа также могла бы стать действенной мерой поддержки», — отметила она.
Кроме того, по ее словам, агентство готовит для путешественников рекламные материалы, которые бы показывали различные локации Ростовской области, в которых можно остановиться по дороге на побережье.
«Конечно, в их числе — винодельни. Нам также нужны имиджевые мероприятия, где необходимо объединить все силы участников рынка», — добавила она.
При этом, как подчеркнул Матвеенко, для качественного развития винного туризма недостаточно информационной поддержки отдельных производителей и виноделен, необходимо сформировать «единое логичное путешествие».
«Все еще остаются вопросы логистики, у нас очень большие «плечи», а для организаторов туров — высокие транспортные расходы. Более того, нам нужна замкнутая цепь винного маршрута, а не отдельные туры. Условно, захотел человек запить на недельку — и отправился по всему маршруту. Логичный маршрут позволит увеличить эффективность всех этих поездок в разы. Также сейчас очень перспективным является так называемый фермерский туризм. Объединение с ним могло бы помочь в формировании этого единого маршрута», — отметил он.
Мероприятия и миллионы рублей
Директор департамента потребительского рынка Ростовской области Алексей Панкратов подчеркнул, что вопросы продвижения донского вина также находятся в приоритете у региональных властей.
«Для нас это действительно важные вопросы. Мы сформировали календарь мероприятий, направленных на продвижение нашей продукции в рамках гастротуризма. Также мы видим, что необходимо проводить специальные акции, в том числе в торговых сетях, которые позволят нашим производителям расширить географию поставок», — сообщил Панкратов.
При этом в регионе действуют и финансовые механизмы поддержки отрасли. Как отметил замминистра сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области Дмитрий Репка, на Дону в 2022 году поддержка виноградарства и виноделия составит 50 млн рублей. По его мнению, федеральный проекта развития виноградарства и виноделия до 2030 года даст «мощный толчок» развитию отрасли.
«Федеральным проектом предусматривается увеличение объемов финансирования виноградарства и виноделия. В 2022 году на эти цели запланированы 50 млн рублей. Средства будут направлены на закладку новых виноградников на проведение уходных работ в виноградниках. Также в рамках областного финансирования предусмотрены средства на работы предоставление субсидии из областного бюджета на уходные работы с автохтонными сортами винограда и субсидирование части затрат на приобретение сельхозтехники», — рассказал замминистра.
По данным ЕМИСС в Ростовской области розничная продажа вина в январе-марте 2022 года составила 209 дал, что на 15,3 дал больше, чем за аналогичный период прошлого года. Винодельческая продукция продемонстрировала спад с 468,2 дал в январе-марте 2021 года до 423,7 дал в 2022 году.