После огня: как живут ростовские погорельцы через год после пожара
В результате пожара, который произошел в Ростове 21 августа 2017 года, было уничтожено более 100 домов. Без жилья остались более 200 семей. Всего пострадавшими считаются около 700 жителей Ростова. Один человек во время пожара погиб.
Отчитались
По словам главы администрации Ростова Виталия Кушнарева, на данный момент власти города обеспечили средствами на покупку жилья 346 погорельцев.
«Мы уже рассмотрели заявки на получение мер социальной помощи от 200 семей. Из них 174 подлежат удовлетворению. На сегодняшний день уже приобретено жилье для 346 человек, это более 160 семей. Работа эта ведется и все, кому по закону положено, будут обеспечены жильем», — отметил он. Кушнарев также добавил, что на эти цели направлено 346,5 млн руб.
Как рассказали опрошенные РБК Ростов погорельцы, выплат, которые они получили от властей донской столицы, не всегда хватало на покупку жилья. Так, по словам одной из пострадавших Галины Шувленовой, ее семья получила субсидию в размере 2 млн руб.
«За эти деньги мы смогли купить флигель, в котором нужно делать ремонт. Пока мы на него собираем и живем в старом доме. Он не сгорел. А моя соседка получила компенсацию, на которую смогла купить только стройвариант. Жить ей больше негде, поэтому она поставила кровать в бетонных стенах и сейчас там спит», — прокомментировала она.
По словам другой пострадавшей Елены Козикиной, при выдаче субсидий право собственности на сгоревшие дома власти в расчет не брали.
«Собственников не приняли во внимание, там вообще не стоял вопрос, собственность это или нет. Многие владельцы домов, у которых было еще какое-то жилье, вообще ничего не получили, никакой компенсации. Зато субсидии выдали квартирантам, которые смогли доказать факт проживания через суд», — добавила она.
По словам спикера Законодательного собрания Ростовской области Александра Ищенко, областные и городские власти «справились».
«Год назад никто не верил в то, что город и областные власти справятся. Но жизнь показала, что большинство пострадавших, которые имели право на меры поддержки в приобретении жилья, ими воспользовались. На сегодняшний день 93% от числа тех кто имел право на получение финансовой помощи на получение нового жилья, за этой помощью обратились. Из них 77% уже приобрели новые квартиры. Еще около 10% граждан подтверждают права в суде или подбирают новое жилье. Есть также 36 граждан, которые имеют право на субсидию, но по разным причинам вообще не обращались с заявлением», — рассказал он.
Как ранее сообщал РБК Ростов, депутаты Законодательного собрания Ростовской области приняли региональный закон, согласно которому вопрос выделения компенсаций погорельцам перешел в ведомство муниципальных властей.
Что с землей?
В середине августа текущего года депутаты Гордумы Ростова приняли поправки в генплан города, запретив строить жилье в районе Театрального спуска. Для этой территории ввели новую «общественно-культурную» зону.
«Эта зона у нас в городе первая. Обычно мы использовали общественно-деловую или жилую зоны, но ни одна из них не подходила к этому участку. Изначально хотели назвать ее общественно-рекреационной, но это тоже не совсем корректно отражало бы назначение», — говорил после заседания депутат Сергей Ковалев.
По его словам, в новой зоне будут размещаться только парки, скверы, дороги и социально-культурные объекты. Также он отметил, что земельные участки на Театральном спуске, которые сейчас находятся в частной собственности, будут выкуплены городом. Когда именно это произойдет, он не уточнил.
По словам Галины Шувленовой, погорельцы опасаются, что смена зоны в пострадавшем районе отразится на стоимости земли.
«Земля под жилищное строительство ценится дороже, чем земли, в новой категории. Это делается специально, чтобы выкупить у нас ее за копейки. А потом этим участкам сменят зону, переведут их в земли под застройку и продадут дороже», — говорит она.
Как рассказала Елена Козикина, городские власти поставили погорельцев перед фактом, не дали им возможности выбрать, что делать с земельными участками, которые у них остались.
«Никто у меня не спросил, может быть я вообще не хочу продавать свой участок. А везде в документах написано слово «изъятие», то есть права голоса нас лишили, хотя это частная собственность», — комментирует она.
Кто виноват?
Ранее заместитель губернатора Ростовской области Игорь Гуськов говорил о том, что причиной пожара в центре Ростова стал поджог. Однако спустя год после происшествия СУСК РФ по региону опроверг эту информацию. Официальной причиной возгорания назвали короткое замыкание в одном из домов по пер.Чувашскому.
«Совокупностью собранных доказательств установлено, что очаг пожара находился в балке с южной стороны территории домовладения по пер. Чувашский, 50. Непосредственно перед возникновением пожара имело место короткое замыкание проходящих над балкой за забором указанного домовладения проводов воздушной линии электропередач. При их эксплуатации были допущены нарушения требований нормативных документов по эксплуатации электроустановок, приведшие к перехлесту проводов, искрообразованию, короткому замыканию и возгоранию несанкционированной и длительное время не подвергавшейся уборке свалки бытового мусора», — говорится в сообщении ведомства.
В результате следственных действий обвиняемыми по делу о пожаре стали заместитель главы администрации Пролетарского района Ростова, а также сотрудник «Донэнерго» и старший мастер производственного участка. Чиновницу обвиняют в халатности, других фигурантов уголовного дела — в причинении смерти по неосторожности и в уничтожении имущества по неосторожности.